Ах, Дэмьен, Дэмьен... Пытаясь по случаю прихода команды упороться им заново (и даже отчасти упоровшись), в то же время понимаю, какой это на самом деле кактус. 
Даже хуже кактуса. Интереснейшая тема, которую создатели фильмов (я сейчас особенно про третий фильм, где Дэмьен уже взрослый и сознательный) не то что "не потянули", а отправили на дно.
Фильм приятно смотрится: он такой по-олдовому неторопливый, тяжеловесный и пафосный. Все по-настоящему страшное остается за кадром - и это местами пугает всерьез.
Сэм Нил молодец. Вот не надо гнать на Сэма Нила: он отличный! Амплуа растерянного интеллигента он приобрел позже; а тут он такой сумрачный красавчик с тяжелым взглядом и какой-то неуловимой искаженностью черт, по-ставрогински: "Вроде бы и писаный красавец, а в то же время как будто и отвратителен".
Визуально вообще все хорошо.
Но стоит задуматься о том, что же, собственно, происходит на экране...

читать дальше
Вроде бы создатели франшизы снимают "библейское кино". Не просто пользуют христианскую мифологию в хвост и в гриву - стараются показать, что относятся к ней серьезно и точно ей следуют. По крайней мере, в том, что касается "системы координат". Бог и Сатана существуют; Бог хороший, Сатана плохой; Иисус Христос - Бог; Антихрист - противник Бога и очень плохой человек. Все по Библии.
Но тут же начинается какая-то лютая хрень. На кой черт христианам гоняться за Антихристом и пытаться его убить?!
Для начала, это просто бессмыслица. Зачем? Чтобы предотвратить конец света? Так его не надо предотвращать: для христиан конец света - событие радостное, а все, что произойдет непосредственно перед ним - тяжелое, но необходимое испытание.
Чтобы предотвратить ужасы и бедствия, которые от Антихриста произойдут? Во-первых, см. выше. Во-вторых, по Апокалипсису, большая часть бедствий произойдет до Антихриста и независимо от него; и вообще, если читать первоисточник, из него ясно видно, что роль личности в этой истории не очень важна. Из Апокалипсиса даже не очень понятно, конкретный ли человек Антихрист или собирательное понятие. И один он или двое.
В третьем фильме боевые монахи объясняют свою задачу вообще замечательно: вот-вот родится младенец Иисус (об этом далее), Дэмьен попытается его убить, но они убьют Дэмьена, чтобы защитить Иисуса!
Творцу Неба и Земли, как вы понимаете, для защиты совершенно необходимы несколько пенсионеров с ножиками. Без них Он не справится.
Нигде в Библии мы не встречаем такой странной идеи: что верующие должны защищать Бога, убивая плохих людей. Когда царь Ирод начал охоту на младенца Иисуса, родители Иисуса бежали и прятались, но не пытались пробраться во дворец Ирода и его зарезать. Никто из апостолов не пытался ликвидировать Кайафу, обезвредить Иуду, взять в заложницы жену Пилата или еще что-нибудь такое учинить. Когда Петр выхватил меч и начал защищать Иисуса от ареста, Иисус его сразу и резко остановил. Политический террор был в Иудее того времени весьма распространен и популярен, но в Новом Завете отношение к нему, как и к любой насильственной борьбе, откровенно скептическое. Очень важная и, возможно, самая поразительная для людей той эпохи часть этического учения Иисуса - ненасилие (сорри за такую банальность) и отказ от внешней политической борьбы. Люби даже врагов. Подставляй другую щеку. Взявший меч от меча и погибнет. И так далее.
Лишь постепенно, по мере того, как христианство встраивалось в общество, оно неохотно и со скрипом признавало, что "иногда все-таки приходится". И государство нужно, и без армии не обойтись, и преступников приходится сажать и казнить, и совсем не защищаться, если на тебя нападают, нельзя. Но это всегда осознавалось как вынужденная мера, компромисс с реальностью, который, пожалуй, еще уместен в делах земных - но вот победить Дьявола таким способом невозможно. "Сей род изгоняется только молитвой и постом".
На практике - всякое случалось: и насаждали веру огнем и мечом, и защищали истину от еретиков кострами, и служители церкви участвовали в политических интригах, в том числе и в роли киллеров или организаторов убийств. Чего только не бывало в истории. Но это никогда не считалось нормой и образцом для подражания. Как минимум, такие вещи вызывали серьезные сомнения, возмущение или моральные терзания. Даже у современников. Даже иногда у самих участников процесса.
А тут... монахи-киллеры - а че, круто, молодцы! В чем проблема? Плохого же человека мочат! И за благое дело.
Это выглядит дико даже в третьем фильме, где Дэмьен уже взрослый, и человек он действительно плохой.
И как абсолютный ппц выглядит в первых двух фильмах, где он ребенок! В третьем фильме Дэмьен действует как царь Ирод (и это показано как страшное злодейство с его стороны) - но в первом-то как Ирод действуют сами христиане!
Эта охота на маленького ребенка, который явно ничего еще о себе не знает, сознательно зла не творит и не понимает, в чем он провинился, выглядит не просто дико. Не только никак не согласуется с христианским богословием. Она еще и тяжело поражает нравственное чувство. Это не просто дичь, но какая-то страшно жестокая и несправедливая дичь. Сторона добра ведет себя как отбитые ублюдки; и авторы, похоже, ее в этом поддерживают. Они ведь не антихристианский памфлет снимают, а фильм ужасов о том, как опасен сатанизм и вообще силы тьмы. При этом сатанисты, воплощения зла, относятся к маленькому Дэмьену по-человечески и хотя бы объясняют ему, что происходит - а добрые христиане его только проклинают и пытаются убить. Без малейшей рефлексии. Ни один не спрашивает: "Ребята, а что это мы творим, зачем и нет ли каких-то других способов?"
Неудивительно, что Дэмьен вырос Антихристом. Даже непонятно, кем он еще мог вырасти и как еще мог относиться к христианам и к их Богу. После такого-то.
Если отвлечься от этой мрачной пропасти, лежащей в основе всей франшизы, и перейти собственно к сюжету третьего фильма, то... тоже все плохо.
Завязка: известно, что на днях в Англии состоится Второе Пришествие; и как силы света, так и силы тьмы уверены, что во второй раз Иисус явится так же, как в первый - в виде беспомощного младенца. Но с чего вдруг? В Библии ясно сказано, что это произойдет совсем иначе. Дэмьен еще может ориентироваться на какие-то сомнительные апокрифы; но монахам-то по должности положено знать, как на самом деле! И действительно, фильм (в отличие от новеллизации - но новеллизацию третьего фильма я бы вообще не учитывала, ее писал автор, определенно не заслуживающий доверия) заканчивается тем, что Иисус таки является не как младенец, а "во всей славе своей".
То есть все телодвижения обеих сторон, из которых, собственно, и состоит фильм, произошли от того, что ни христиане, ни сатанисты не умели читать. И вся эта суета оказалась зря.
Яркий персонаж один - собственно, Дэмьен. И не потому, что он как-то необыкновенно хорош, а потому что вокруг выжженная пустыня.
Все остальные - даже не картонки; у картонки все-таки два измерения. А тут по экрану бродят какие-то одноклеточные. Питер - воплощение абсолютной преданности. Барбара - воплощение материнской любви. Старый посол - воплощение душевного расстройства. Монахи-киллеры - воплощения неудачливости.
Больше никаких черт и свойств у этих людей нет. Даже Кейт - которая романтический интерес Дэмьена, и переживает (по идее) душевный перелом и сложную гамму чувств, и вообще, по своему месту в сюжете, явно должна быть незаурядным человеком, испытывать сильные эмоции и вызывать сочувствие - не вызывает ничего. Она никакая. Что есть, что нет.
Как добро в фильме борется со злом? Мы уже знаем: тыкает в него ножичками.
Как добро победило зло? Женщина, которую Дэмьен... ну, слово "полюбил" тут вряд ли применимо, но явно что-то к ней чувствовал, подпустил ее к себе и ей доверился - подкралась сзади и пырнула его ножиком в спину.
Офигенная победа добра.
Не Иисус, явившись, преодолел его сатанинскую злобу своей любовью или хотя бы испепелил его своим сиянием. Не христиане одолели Антихриста, проявив веру, стойкость и мужество, пройдя все испытания, отвергнув искушения и т.п. Даже не какой-нибудь прозревший сатанист, пережив моральный перелом, осознав, что Дэмьен их всех ведет не туда... и т.п. Вообще нет. Просто обиженная любовница пырнула в спину. Жил грешно и помер смешно.
Сам Дэмьен выглядит неплохо, но только на фоне остальных. И тоже скорее визуально, чем сюжетно.
Он не "одноклеточный", слава богу, он даже такой довольно "неоднозначный"... но скорее потому, что небрежно прописан, и потому что авторы уж очень явно не хотели "углубляться".
Дэмьен - определенно не демон и не монстр; и даже нельзя сказать, что совсем уж беспросветный негодяй. По классификации злодеев
он ближе к Фанатику, чем к Темному Властелину. Он производит впечатление глубоко верующего человека, готового на все ради своей миссии. Только вера у него известно какая - ну и миссия соответствующая.
...А, кстати, какая? В чем состоит сатанизм Дэмьена и его последователей? Во что Дэмьен верит и какое будущее строит?
А это так и остается непонятным.
Дэмьен показан как глава "сатанинской церкви". Но его прихожане, фанатично ему преданные - самые обычные, вполне благонамеренные с виду обыватели, по-видимому, живущие обычной жизнью. (В новеллизации они хотя бы оргии устраивали; но в фильме оргий нет и, судя по словам Дэмьена, что "настоящее зло чисто и невинно", за кадром их тоже не бывает.)
Канонический Антихрист должен совращать христиан, подбивая их поклониться вместо Христа себе. То есть, по-видимому, должен притворяться христианином (по крайней мере, поначалу) и быть публичным религиозным лидером. У Дэмьена имидж подчеркнуто светский. На публике он ко всем религиям "нейтрален", от верующих всех мастей просто старается держаться подальше (и неудивительно - с этими каши не сваришь, только и умеют, что ножиками тыкать!), но с публичными атеистическими или антирелигиозными силами своего времени тоже себя не связывает. (Интересно, кстати, что в фильме про религию и политику, снятом в разгар Холодной войны, полностью отсутствует "советская угроза" и "безбожный коммунизм". Хотя для тогдашних США это были очень актуальные темы. СССР там даже упоминается, но как-то очень вскользь.) Вообще трудно понять, с кем и с чем он себя связывает, какова его политическая позиция, даже "правый" он или "левый" в тогдашней системе координат. Авторы показывают, что он общественный деятель и политик, но о том, чем именно занимается и что предлагает, говорят очень расплывчато. Возможно, просто из нежелания кого-либо обижать и вообще "определяться". Ну так... ловкий тип, рвется к власти, ничем не брезгует... ну допустим, но таких (а то и похуже) проходимцев полно, и что, они все антихристы? Что такого необыкновенного и страшного он начнет делать, когда придет к власти? Хотя бы своим соратникам-то он должен был это объяснить!
Когда Дэмьен высказывается на религиозные темы - ощущение такое же: авторы очень боятся "углубиться", кого-то задеть или разочаровать, оскорбить чьи-нибудь религиозные чувства, поэтому отделываются общими словами. Общие слова звучат красиво, но довольно бессвязно. Дэмьен питает к Иисусу такую личную неприязнь, что аж кушать не может - но непонятно, почему. Иногда чувствуются какие-то очень осторожные намеки на то, что его мировосприятие отличается от человеческого - но непонятно, чем. То он, как баркеровский сенобит, восхваляет Всеобъемлющее Страдание, то негодует оттого, что Сатана страдает в аду (секундочку, так страдать-то хорошо, в чем проблема?)
Единственная мысль, которое он выражает связно, с чувством и которая производит впечатление искренности - это желание отомстить за отца.
Дэмьен постоянно возвращается к тому, что Сатана оскорблен, унижен, страшно страдает, что все это несправедливо и т.п. Хотя нет впечатления, что он все это переживает непосредственно. Вообще, по-видимому, Дэмьен со своим подземным отцом не "общается" ни в какой форме - только в него верит. И странно видеть, что тема несправедливой обиды (хотя почему несправедливой-то? Сатана долго нарывался
), восстания угнетенных, мести победителям так задевает "мальчика-мажора", который сам по жизни шел победителем и никакой социальной несправедливости отродясь не ощущал.
Возможно, это отражение тяжелых событий детства, когда приемный отец обвинил его в смерти матери и едва не убил. Теперь мы слышим, как взрослый Дэмьен противопоставляет "ложного отца" - и настоящего, который не предаст. И эта беззаветная преданность взрослого уже человека "воображаемому отцу" - или не воображаемому, но далекому, холодному и, мягко сказать, не слишком доброму - выглядит очень грустно.
Но в целом - что он сам обо всем этом думает, какие у него цели и планы, что он чувствует, вообще насколько он психологически человек, а насколько (и в чем именно) не человек, мы можем только гадать. То ли авторы не смогли это толком прописать, то ли, скорее, решили не заморачиваться.
От Дэмьена остается впечатление, что он плохо понимает, с кем и с чем борется. Но его противники, кажется, еще хуже понимают, что защищают. У Дэмьена хотя бы есть интерес и какое-то (плохое) личное отношение к Христу. У христиан в фильме - вообще нет. В чем их вера? Чего они хотят? Что отстаивают? Ради чего идут на преступление и на смерть? Чем христианин от сатаниста-то отличается? И тот, и другой убивают ради веры. Христианин иногда вспоминает, что надо креститься. Сатанист иногда показывает "козу". Все.
Такая огромная и глубокая тема, такой простор для интерпретаций и фантазий - и такая... творческая импотенция на выходе.
Ни уму, ни сердцу.
И хочется взяться за перо и как-то это пофиксить - украсить эту историю если не богословскими и философскими безднами, то хотя бы внятной мистикой, нормальной психологией и какими-то человеческими чувствами - но непонятно, как.

Даже хуже кактуса. Интереснейшая тема, которую создатели фильмов (я сейчас особенно про третий фильм, где Дэмьен уже взрослый и сознательный) не то что "не потянули", а отправили на дно.
Фильм приятно смотрится: он такой по-олдовому неторопливый, тяжеловесный и пафосный. Все по-настоящему страшное остается за кадром - и это местами пугает всерьез.
Сэм Нил молодец. Вот не надо гнать на Сэма Нила: он отличный! Амплуа растерянного интеллигента он приобрел позже; а тут он такой сумрачный красавчик с тяжелым взглядом и какой-то неуловимой искаженностью черт, по-ставрогински: "Вроде бы и писаный красавец, а в то же время как будто и отвратителен".
Визуально вообще все хорошо.
Но стоит задуматься о том, что же, собственно, происходит на экране...


читать дальше
Вроде бы создатели франшизы снимают "библейское кино". Не просто пользуют христианскую мифологию в хвост и в гриву - стараются показать, что относятся к ней серьезно и точно ей следуют. По крайней мере, в том, что касается "системы координат". Бог и Сатана существуют; Бог хороший, Сатана плохой; Иисус Христос - Бог; Антихрист - противник Бога и очень плохой человек. Все по Библии.
Но тут же начинается какая-то лютая хрень. На кой черт христианам гоняться за Антихристом и пытаться его убить?!
Для начала, это просто бессмыслица. Зачем? Чтобы предотвратить конец света? Так его не надо предотвращать: для христиан конец света - событие радостное, а все, что произойдет непосредственно перед ним - тяжелое, но необходимое испытание.
Чтобы предотвратить ужасы и бедствия, которые от Антихриста произойдут? Во-первых, см. выше. Во-вторых, по Апокалипсису, большая часть бедствий произойдет до Антихриста и независимо от него; и вообще, если читать первоисточник, из него ясно видно, что роль личности в этой истории не очень важна. Из Апокалипсиса даже не очень понятно, конкретный ли человек Антихрист или собирательное понятие. И один он или двое.
В третьем фильме боевые монахи объясняют свою задачу вообще замечательно: вот-вот родится младенец Иисус (об этом далее), Дэмьен попытается его убить, но они убьют Дэмьена, чтобы защитить Иисуса!

Творцу Неба и Земли, как вы понимаете, для защиты совершенно необходимы несколько пенсионеров с ножиками. Без них Он не справится.

Нигде в Библии мы не встречаем такой странной идеи: что верующие должны защищать Бога, убивая плохих людей. Когда царь Ирод начал охоту на младенца Иисуса, родители Иисуса бежали и прятались, но не пытались пробраться во дворец Ирода и его зарезать. Никто из апостолов не пытался ликвидировать Кайафу, обезвредить Иуду, взять в заложницы жену Пилата или еще что-нибудь такое учинить. Когда Петр выхватил меч и начал защищать Иисуса от ареста, Иисус его сразу и резко остановил. Политический террор был в Иудее того времени весьма распространен и популярен, но в Новом Завете отношение к нему, как и к любой насильственной борьбе, откровенно скептическое. Очень важная и, возможно, самая поразительная для людей той эпохи часть этического учения Иисуса - ненасилие (сорри за такую банальность) и отказ от внешней политической борьбы. Люби даже врагов. Подставляй другую щеку. Взявший меч от меча и погибнет. И так далее.
Лишь постепенно, по мере того, как христианство встраивалось в общество, оно неохотно и со скрипом признавало, что "иногда все-таки приходится". И государство нужно, и без армии не обойтись, и преступников приходится сажать и казнить, и совсем не защищаться, если на тебя нападают, нельзя. Но это всегда осознавалось как вынужденная мера, компромисс с реальностью, который, пожалуй, еще уместен в делах земных - но вот победить Дьявола таким способом невозможно. "Сей род изгоняется только молитвой и постом".
На практике - всякое случалось: и насаждали веру огнем и мечом, и защищали истину от еретиков кострами, и служители церкви участвовали в политических интригах, в том числе и в роли киллеров или организаторов убийств. Чего только не бывало в истории. Но это никогда не считалось нормой и образцом для подражания. Как минимум, такие вещи вызывали серьезные сомнения, возмущение или моральные терзания. Даже у современников. Даже иногда у самих участников процесса.
А тут... монахи-киллеры - а че, круто, молодцы! В чем проблема? Плохого же человека мочат! И за благое дело.
Это выглядит дико даже в третьем фильме, где Дэмьен уже взрослый, и человек он действительно плохой.
И как абсолютный ппц выглядит в первых двух фильмах, где он ребенок! В третьем фильме Дэмьен действует как царь Ирод (и это показано как страшное злодейство с его стороны) - но в первом-то как Ирод действуют сами христиане!
Эта охота на маленького ребенка, который явно ничего еще о себе не знает, сознательно зла не творит и не понимает, в чем он провинился, выглядит не просто дико. Не только никак не согласуется с христианским богословием. Она еще и тяжело поражает нравственное чувство. Это не просто дичь, но какая-то страшно жестокая и несправедливая дичь. Сторона добра ведет себя как отбитые ублюдки; и авторы, похоже, ее в этом поддерживают. Они ведь не антихристианский памфлет снимают, а фильм ужасов о том, как опасен сатанизм и вообще силы тьмы. При этом сатанисты, воплощения зла, относятся к маленькому Дэмьену по-человечески и хотя бы объясняют ему, что происходит - а добрые христиане его только проклинают и пытаются убить. Без малейшей рефлексии. Ни один не спрашивает: "Ребята, а что это мы творим, зачем и нет ли каких-то других способов?"
Неудивительно, что Дэмьен вырос Антихристом. Даже непонятно, кем он еще мог вырасти и как еще мог относиться к христианам и к их Богу. После такого-то.
Если отвлечься от этой мрачной пропасти, лежащей в основе всей франшизы, и перейти собственно к сюжету третьего фильма, то... тоже все плохо.
Завязка: известно, что на днях в Англии состоится Второе Пришествие; и как силы света, так и силы тьмы уверены, что во второй раз Иисус явится так же, как в первый - в виде беспомощного младенца. Но с чего вдруг? В Библии ясно сказано, что это произойдет совсем иначе. Дэмьен еще может ориентироваться на какие-то сомнительные апокрифы; но монахам-то по должности положено знать, как на самом деле! И действительно, фильм (в отличие от новеллизации - но новеллизацию третьего фильма я бы вообще не учитывала, ее писал автор, определенно не заслуживающий доверия) заканчивается тем, что Иисус таки является не как младенец, а "во всей славе своей".
То есть все телодвижения обеих сторон, из которых, собственно, и состоит фильм, произошли от того, что ни христиане, ни сатанисты не умели читать. И вся эта суета оказалась зря.
Яркий персонаж один - собственно, Дэмьен. И не потому, что он как-то необыкновенно хорош, а потому что вокруг выжженная пустыня.
Все остальные - даже не картонки; у картонки все-таки два измерения. А тут по экрану бродят какие-то одноклеточные. Питер - воплощение абсолютной преданности. Барбара - воплощение материнской любви. Старый посол - воплощение душевного расстройства. Монахи-киллеры - воплощения неудачливости.

Как добро в фильме борется со злом? Мы уже знаем: тыкает в него ножичками.
Как добро победило зло? Женщина, которую Дэмьен... ну, слово "полюбил" тут вряд ли применимо, но явно что-то к ней чувствовал, подпустил ее к себе и ей доверился - подкралась сзади и пырнула его ножиком в спину.
Офигенная победа добра.
Не Иисус, явившись, преодолел его сатанинскую злобу своей любовью или хотя бы испепелил его своим сиянием. Не христиане одолели Антихриста, проявив веру, стойкость и мужество, пройдя все испытания, отвергнув искушения и т.п. Даже не какой-нибудь прозревший сатанист, пережив моральный перелом, осознав, что Дэмьен их всех ведет не туда... и т.п. Вообще нет. Просто обиженная любовница пырнула в спину. Жил грешно и помер смешно.

Сам Дэмьен выглядит неплохо, но только на фоне остальных. И тоже скорее визуально, чем сюжетно.
Он не "одноклеточный", слава богу, он даже такой довольно "неоднозначный"... но скорее потому, что небрежно прописан, и потому что авторы уж очень явно не хотели "углубляться".
Дэмьен - определенно не демон и не монстр; и даже нельзя сказать, что совсем уж беспросветный негодяй. По классификации злодеев

...А, кстати, какая? В чем состоит сатанизм Дэмьена и его последователей? Во что Дэмьен верит и какое будущее строит?
А это так и остается непонятным.
Дэмьен показан как глава "сатанинской церкви". Но его прихожане, фанатично ему преданные - самые обычные, вполне благонамеренные с виду обыватели, по-видимому, живущие обычной жизнью. (В новеллизации они хотя бы оргии устраивали; но в фильме оргий нет и, судя по словам Дэмьена, что "настоящее зло чисто и невинно", за кадром их тоже не бывает.)
Канонический Антихрист должен совращать христиан, подбивая их поклониться вместо Христа себе. То есть, по-видимому, должен притворяться христианином (по крайней мере, поначалу) и быть публичным религиозным лидером. У Дэмьена имидж подчеркнуто светский. На публике он ко всем религиям "нейтрален", от верующих всех мастей просто старается держаться подальше (и неудивительно - с этими каши не сваришь, только и умеют, что ножиками тыкать!), но с публичными атеистическими или антирелигиозными силами своего времени тоже себя не связывает. (Интересно, кстати, что в фильме про религию и политику, снятом в разгар Холодной войны, полностью отсутствует "советская угроза" и "безбожный коммунизм". Хотя для тогдашних США это были очень актуальные темы. СССР там даже упоминается, но как-то очень вскользь.) Вообще трудно понять, с кем и с чем он себя связывает, какова его политическая позиция, даже "правый" он или "левый" в тогдашней системе координат. Авторы показывают, что он общественный деятель и политик, но о том, чем именно занимается и что предлагает, говорят очень расплывчато. Возможно, просто из нежелания кого-либо обижать и вообще "определяться". Ну так... ловкий тип, рвется к власти, ничем не брезгует... ну допустим, но таких (а то и похуже) проходимцев полно, и что, они все антихристы? Что такого необыкновенного и страшного он начнет делать, когда придет к власти? Хотя бы своим соратникам-то он должен был это объяснить!
Когда Дэмьен высказывается на религиозные темы - ощущение такое же: авторы очень боятся "углубиться", кого-то задеть или разочаровать, оскорбить чьи-нибудь религиозные чувства, поэтому отделываются общими словами. Общие слова звучат красиво, но довольно бессвязно. Дэмьен питает к Иисусу такую личную неприязнь, что аж кушать не может - но непонятно, почему. Иногда чувствуются какие-то очень осторожные намеки на то, что его мировосприятие отличается от человеческого - но непонятно, чем. То он, как баркеровский сенобит, восхваляет Всеобъемлющее Страдание, то негодует оттого, что Сатана страдает в аду (секундочку, так страдать-то хорошо, в чем проблема?)
Единственная мысль, которое он выражает связно, с чувством и которая производит впечатление искренности - это желание отомстить за отца.
Дэмьен постоянно возвращается к тому, что Сатана оскорблен, унижен, страшно страдает, что все это несправедливо и т.п. Хотя нет впечатления, что он все это переживает непосредственно. Вообще, по-видимому, Дэмьен со своим подземным отцом не "общается" ни в какой форме - только в него верит. И странно видеть, что тема несправедливой обиды (хотя почему несправедливой-то? Сатана долго нарывался

Возможно, это отражение тяжелых событий детства, когда приемный отец обвинил его в смерти матери и едва не убил. Теперь мы слышим, как взрослый Дэмьен противопоставляет "ложного отца" - и настоящего, который не предаст. И эта беззаветная преданность взрослого уже человека "воображаемому отцу" - или не воображаемому, но далекому, холодному и, мягко сказать, не слишком доброму - выглядит очень грустно.

Но в целом - что он сам обо всем этом думает, какие у него цели и планы, что он чувствует, вообще насколько он психологически человек, а насколько (и в чем именно) не человек, мы можем только гадать. То ли авторы не смогли это толком прописать, то ли, скорее, решили не заморачиваться.
От Дэмьена остается впечатление, что он плохо понимает, с кем и с чем борется. Но его противники, кажется, еще хуже понимают, что защищают. У Дэмьена хотя бы есть интерес и какое-то (плохое) личное отношение к Христу. У христиан в фильме - вообще нет. В чем их вера? Чего они хотят? Что отстаивают? Ради чего идут на преступление и на смерть? Чем христианин от сатаниста-то отличается? И тот, и другой убивают ради веры. Христианин иногда вспоминает, что надо креститься. Сатанист иногда показывает "козу". Все.
Такая огромная и глубокая тема, такой простор для интерпретаций и фантазий - и такая... творческая импотенция на выходе.

И хочется взяться за перо и как-то это пофиксить - украсить эту историю если не богословскими и философскими безднами, то хотя бы внятной мистикой, нормальной психологией и какими-то человеческими чувствами - но непонятно, как.
@темы: кино, мне не нравится
Ну эй, он не человек! Вся концепция непротвиления, любви к ближнему и прочего на него просто не распространяется в принципе, нигде в Библии не сказано а давайте беречь Антихриста.
ладно, в Коринфянам сказано про Сатану, но и там про Зверя нет.Сторона добра ведет себя как отбитые ублюдки; и авторы, похоже, ее в этом поддерживают.
Ну нет, ну нет же! Авторы специально делают такой излом, где провозглашенное добро выглядит хуевее провозглашенного зла, иначе это был бы ужастик на полчаса. И про первый фильм автор говорил именно это, и про второй авторы снова говрили, что Дэмиен невинен. Всё они прекрасно понимают, на это и расчет ведь.
и победой темных сил.Для начала, то, что он не человек в буквальном смысле - идея совсем не библейская. "Зверь" - метафора, которая в пророчествах может применяться к кому угодно, и к человеку, и к государству. И, если он "темное зеркало Христа", то как раз должен быть человеком.
Ну, допустим. Но это ведь не убирает бессмыслицу. Христиане подставляют другую щеку в первую очередь не потому, что "птичку жалко", а потому, что силовое сопротивление злу бессмысленно. Истинное зло - в "духах злобы поднебесной", их мечом или кинжалом не убьешь; борясь со злом силой, ты открываешь свою душу для ненависти и садистских импульсов, и Дьявол становится только сильнее. Ну, поборют они Дэмьена, потеряв на этом немало жизней и погубив немало душ; а через год в другом месте родится следующий Антихрист, и все начнется сначала...
Конечно, авторы первых двух фильмов понимают, что тут такой излом, и на нем играют (а вот авторы третьего, по-моему, уже нет). Но, имхо, вышло так себе, потому что материал неподходящий.
Такая дилемма хорошо смотрится в чистой фантастике, в координатах светского гуманизма. Вот ни в чем не повинный Лев Абалкин - но он же, возможно, какая-то ужасная тварь, которую надо обезвредить и спасти человечество! А мы же гуманисты, для нас ценна каждая жизнь, но... что же делать?
А в христианской мифологии свобода воли и возможность выбора есть почти у всех (может быть, у ангелов и демонов нет, да и то не факт), ковбойские методы борьбы со злом решительно отвергаются, поддаться искушению хуже, чем умереть, "спасать человечество любой ценой" точно нельзя. А главное, в любой непонятной ситуации надо полагаться на Бога. Если Бог решил рискнуть - не надо ему мешать, он знает, что делает. Если сказано, что будут бедствия, будет Антихрист, то и се, мужайтесь и стойко переносите испытания - значит, "мужайтесь и переносите", а не "пытайтесь влезть и предотвратить".
А кроме того, Сатана весьма коварен, и первая его задача - дурить и соблазнять праведников.
Т.е. если христианину говорят: "Слушай, у нас тут Антихрист родился, сбегай-ка зарежь его, пока он маленький! Для победы Бога очень надо!" - первая его мысль гарантированно будет: "Так, где-то меня наебывают!"
Вся эта история с кинжалами - исходя из логики этого художественного мира - выглядит как однозначная наебка и ловушка для убийц, и дико смотрится, что этого никто не замечает.
Мне кажется, третий фильм в этом вопросе идеально продолжает первые два: мальчику последовательно показывали, как нужно избавляться от возможной опасности: есть опасный ребенок, от которого когда-нибудь в будущем будут проблемы, этот ребенок ты, тебя надо убить. Ну и когда родился Иисус (допустим сейчас, что это он родился), у Дэмиена уже есть знакомый паттерн, как действовать: родился ребенок, который принесет проблемы? О, такое мне знакомо, только с другой стороны, ну штош, все идем на охоту и выпиливаем детей. Научили.
Теперь мы слышим, как взрослый Дэмьен противопоставляет "ложного отца" - и настоящего, который не предаст.
Вот это особенно смешно, потому что в каноне (Омен, не Библия) папа сливал его уже дважды. Даже Иисуса папа слил только один раз! По канону Омена, Антихрист может прийти раз в тысячу лет, и если его убить, то можно еще на тыщу лет расслабиться. И этот его приход - уже третий. Уже как-то хочется сказать, чувак, поговори с отцом, он тебя, кажется, намеренно подставляет.
полностью отсутствует "советская угроза" и "безбожный коммунизм".
Это вообще боль, вот бы где ему разгуляться, а авторы замели под ковер.
Женщина, которую Дэмьен... ну, слово "полюбил" тут вряд ли применимо
А по-моему, вполне полюбил. Когда он ей сказал "Хочешь увидеть то, что вижу я?" я вспомнила, как в "Аватаре" признанием в любви служили слова "Я тебя вижу". А он тут еще дальше пошел, как грицца, в любви смотрят не друг на друга, а в одну сторону. Что опять неплохо рифмуется с предыдущими фильмами, где самые близкие больнее всего и били.
Питер - воплощение абсолютной преданности.
Вот опять нет! Питер воплощение преданности с открытыми глазами, он взрослее Дэмиена раза в два, несмотря что вдвое младше. И спорит он с ним абсолютно наравне, настолько на равных с Дэмиеном вообще никто в фильме не разговаривает из тех, кто знает кто он.
ни в чем не повинный Лев Абалкин
Мне вариант с Антихристом нравится больше варианта с Абалкиным, потому что в "Жуке" решение принимается исходя из того, что он хоть и хтонь, но его убийство это все-таки убийство, просто ради спасения других, тут, как говорил Раскольников, математика. А с Дэмиеном так не выходит, потому что убить его - это вообще хороший поступок, он зло, уничтожь его, наказания не будет, а может еще и наградят, он на шкале общечеловеческих ценностей ниже Абалкина на все десять адских кругов. Это скорее как убить гугенота в нужную ночь, как поджечь ведьму. (Почему как раз монахи тут и не удивляют совсем). И вот тут его не может уберечь никакой гуманизм, только любовь к нему самому - "Ну что ж, теперь придется гореть в аду", как сказал по похожему поводу Гек Финн. И из тех, кто был рядом, что-то никто в эту сторону не пошел.
В Питере для меня осталось непонятным главное: ПОЧЕМУ? Что такое между им и Дэмьеном за пару встреч произошло? Версию с педофилией отметаем, хотя мыслишки такие возникают. Вполне нормальный на вид, уравновешенный мальчик _внезапно_ проникается безумной, самоотверженной любовью к чужому человеку, настолько, что выполняет сомнительные поручения, а к собственной матери начинает относиться как к чужой. Даже без всякого, т.с., переходного периода, сомнений и колебаний.
Как Дэмьену удалось так быстро и резко переформатировать его сознание?
Это выглядит как "пугалка": вот, мол, что всякие сектанты могут сделать с вашими детьми! Чуть отвернетесь, а ребеночку уже промыли мозги!
Но "промыли мозги" всегда имеет какую-то конкретную форму и содержание.
Аааа, ну тогда, конечно, никакЯ еще про монахов что вспомнила - конечно, приоритеты расставлены так, что Бог это добро, а Дьявол это зло, но вот монахи - нифига не добро. Они на стороне добра только в третьем фильме, и то дураки, что верят кому попало - как вы и сказали, указание "этот человек Антихрист, на тебе нож" вызывает закономерное подозрение, что где-то подвох.
Так вот, в самом начале монахи вообще показаны как очень злобные твари, отец Тассоне ушел в сатанисты именно потому, что увидел там впервые доброе отношение, а в монастыре его с детства били и трахали (ок, в фильме этого не сказано, но новеллизацию, в которой это есть, я считаю за канон, потому что ее тоже писал Зельцер).
И еще у меня вопрос созрел, вы пишете, что третий фильм любимее всех, но сценарист был безрук - но тогда почему он любимый? Я сперва подумала, потому что играет любимый актер - но вы опять пишете, что играть ему там было нечего, это ж тоже скорее минус, а не плюс.
Когда я вас своими комментами задолбу, просто скажите заткнуться, я умный, я умею. Просто меня всегда несет
Меня безумно зацепила, просто как "жало в плоть", сама эта исходная ситуация: довольно отвратительное Добро во имя Добра гоняется за няшным и ни в чем не повинным (изначально) Злом.
Ну а третий фильм любимый, потому что там Дэмьен обаятельный и привлекательный мужчина в самом расцвете сил.
Я же дженогетщик, я нацелена либо на приключения-ужасы-мистику-боевики, либо на фантазии типа "великая взаимная любоффь героя и мэри-сью". С малышом из первого фильма ни то, ни другое не провернешь совсем. Мелкий подросток из второго тоже и на то, и на другое годен очень ограниченно. А взрослый Дэмьен уже все может.
Это опять я, и я поняла, откуда в третьем фильме взята эта идея для сюжета.
В общем, это ж Откровение, глава 12:1-6.
читать дальше
Взяли это и буквально воплотили: Вот Иисус должен родиться - вот Антихрист гоняется за роженицей - вот он гоняется за новорожденным, и тут Иисус возносится тут же - и поэтому уже приходит в церковь в своем взрослом виде.
Ну то есть это не просто так из головы придумали, а честно опирались на Откровение, молодцы, я прям сценаристов зауважала.