"Сон с продолжением" Михалкова - очень вольная фантазия на темы "Щелкунчика", скорее даже "фанфик" по мотивам.
Возможные упреки в плагиате Михалков отметает так: это, мол, просто сон, который приснился одной девочке - и ничего удивительного, если во сне она увидела что-то знакомое.
Сказка неожиданно хорошая. По крайней мере, в детстве я ее читала очень увлеченно (помнится, ее печатали с продолжением в "Мурзилке", с чудесными рисунками Чижикова) - и сейчас, перечитав, могу сказать, что она хороша.
Михалков сохраняет главные "рэперные точки": девочка из нашего мира находит куклу-Щелкунчика, жалеет его, Щелкунчик оказывается заколдованным человеком, его королевство захватили мыши, девочка помогает ему справиться с захватчиками, туфелькой сбив с Мышиного Короля корону.
Но все содержание между этими точками у Михалкова свое, оригинальное. И оно очень неплохо. Старинный город и лавка игрушечных дел мастера; белый журавль, на котором путешествуют герои; сказочные талисманы - ледяные перстни, которые могут решить все проблемы, но быстро тают... И героиня симпатичная, и очень симпатичный Щелкунчик (здесь он не принц, а просто храбрый офицер), и романтическая история его любви к балерине - здесь уже чувствуется не Гофман, а Андерсен.
И очень хороша, так сказать, темная сторона сказки.
Мыши у Михалкова не простые, а летучие (видимо, он первым понял, что обычных мышей современный ребенок уже не испугается). Зловещие создания, связанные с ночью и всякой нечистью. И Мышиный Король - хитрая тварь: не стал захватывать власть сам, а вместо этого подчинил себе волю правителя города Николаса, человека доброго, но слабовольного, и превратил его в тирана. Он сидит у Николаса на плече, нашептывает ему злые советы - и тот, обезумев, под его влиянием творит разные непотребства. Соперника в любви превращает в деревянную куклу, его невесту-балерину лишает ног и делает своей пленницей, и в довершение всего убивает собственную мать, которая только повторяет: "Что же ты делаешь, сынок, остановись!"
Все это производит сильное впечатление, особенно на ребенка. (Вообще есть ощущение, что под Николасом Михалков что-то или кого-то конкретно имел в виду, но не могу понять, что.)
История очень динамичная, сжатая, ничего лишнего, нигде ничего не провисает, и реально очень эмоциональная и увлекательная. Единственное, в чем можно ее упрекнуть - последняя часть немного скомкана.
А общий посыл ее по-советски позитивный, противоположный гофмановскому. Сон/фантазия и реальность жестко отделены друг от друга, переселиться в сон никак не выйдет, но те необыкновенные приключения, что переживаешь во сне, можно пережить и наяву - достаточно и наяву тоже "начать творить добрые дела".
иллюстрация
Возможные упреки в плагиате Михалков отметает так: это, мол, просто сон, который приснился одной девочке - и ничего удивительного, если во сне она увидела что-то знакомое.

Сказка неожиданно хорошая. По крайней мере, в детстве я ее читала очень увлеченно (помнится, ее печатали с продолжением в "Мурзилке", с чудесными рисунками Чижикова) - и сейчас, перечитав, могу сказать, что она хороша.
Михалков сохраняет главные "рэперные точки": девочка из нашего мира находит куклу-Щелкунчика, жалеет его, Щелкунчик оказывается заколдованным человеком, его королевство захватили мыши, девочка помогает ему справиться с захватчиками, туфелькой сбив с Мышиного Короля корону.
Но все содержание между этими точками у Михалкова свое, оригинальное. И оно очень неплохо. Старинный город и лавка игрушечных дел мастера; белый журавль, на котором путешествуют герои; сказочные талисманы - ледяные перстни, которые могут решить все проблемы, но быстро тают... И героиня симпатичная, и очень симпатичный Щелкунчик (здесь он не принц, а просто храбрый офицер), и романтическая история его любви к балерине - здесь уже чувствуется не Гофман, а Андерсен.
И очень хороша, так сказать, темная сторона сказки.
Мыши у Михалкова не простые, а летучие (видимо, он первым понял, что обычных мышей современный ребенок уже не испугается). Зловещие создания, связанные с ночью и всякой нечистью. И Мышиный Король - хитрая тварь: не стал захватывать власть сам, а вместо этого подчинил себе волю правителя города Николаса, человека доброго, но слабовольного, и превратил его в тирана. Он сидит у Николаса на плече, нашептывает ему злые советы - и тот, обезумев, под его влиянием творит разные непотребства. Соперника в любви превращает в деревянную куклу, его невесту-балерину лишает ног и делает своей пленницей, и в довершение всего убивает собственную мать, которая только повторяет: "Что же ты делаешь, сынок, остановись!"

История очень динамичная, сжатая, ничего лишнего, нигде ничего не провисает, и реально очень эмоциональная и увлекательная. Единственное, в чем можно ее упрекнуть - последняя часть немного скомкана.
А общий посыл ее по-советски позитивный, противоположный гофмановскому. Сон/фантазия и реальность жестко отделены друг от друга, переселиться в сон никак не выйдет, но те необыкновенные приключения, что переживаешь во сне, можно пережить и наяву - достаточно и наяву тоже "начать творить добрые дела".
иллюстрация