Приснился длинный, сложный и литературный сон, который, в отличие от большинства снов такого рода, я сумела досмотреть до конца и запомнить. Без особых подробностей, но сюжет запомнился четко.
читать дальшеЯ еду в гости к другу (это реальный человек), почему-то в Брянскую область. Он пригласил меня туда, сказав, что у него там дом, можно отлично отдохнуть, к тому же в деревне по соседству стряслось какое-то криминальное происшествие, которое мне, как правозащитнице, будет интересно.
И вот, я еду к нему и в поезде читаю книгу с анимированными картинками, под названием "Эмми Лейн".
Это мистически-нравоучительная повесть в стиле Коэльо. Героиня ее - молодая англичанка по имени Эмми Лейн, которая отправляется в Индию на поиски просветления.
Не совсем понятно, какое это время: судя по свободе нравов, уже вторая половина XX века; с другой стороны, Индия явно еще принадлежит Британской империи, а костюмы и некоторые детали указывают скорее на конец XIX. В целом обстановка весьма условная.
Увлечение индуистской мистикой для Эмми выглядит случайным. Она - самая обычная девушка без каких-либо духовных или мистических наклонностей: где-то работает, пережила несколько любовных историй, но все каких-то неудачных, интересуется в основном развлечениями, нарядами и собственной внешностью. Хотя она и так очень хорошенькая, но постоянно недовольна тем, как она выглядит, и часы проводит перед зеркалом, стараясь подать себя в самом выгодном свете. Словом, ветреная и довольно пустая особа. Ее внезапный интерес к мистике - это веяние моды, разочарование от последнего неудачного романа, желание новизны и острых ощущений.
Так или иначе, она пишет старому знакомому, который уехал в Индию несколько лет назад, тоже в поисках просветления, на волне массового увлечения Блаватской, Шамбалой и йогами.
Тот отвечает очень приветливо: "Разумеется, приезжай, поживи у меня, я тебе все покажу и с нужными людьми познакомлю".
Приехав, она обнаруживает, что старый друг уже почти ассимилировался.
Он состоятельный человек и живет в просторном, колониального типа особняке; вокруг слуги-индусы (и вообще кругом одни индусы - что, впрочем, неудивительно, но ее как-то поражает), сам он носит какой-то полу-европейский, полу-туземный костюм и не ест мяса. Рассказывает, что принял индуизм - разумеется, не в грубом буквальном смысле, а философскую версию, для интеллектуалов. Через некоторое время признается ей, таинственным тоном и раздуваясь от гордости, что сумел выйти на местное сообщество мудрецов и магов, заслужил их доверие и на правах полу-ученика, полу-слуги вошел в их круг; пока что он постигает лишь азы их премудрости, но со временем надеется достичь высот.
Он действительно водит ее по индуистским храмам, показывает местные праздники и обряды, знакомит с людьми, имеющими репутацию "учителей" или "святых". Эмми охает и ахает, восхищается, расспрашивает; однако ясно видно, что ею движет только любопытство. К тому же в целом она ведет себя как классическая "белая госпожа": ходит по местным ландшафтам, подбирая юбки и брезгливо морща носик; с индусами разговаривает так снисходительно и свысока, что ее друга от этого коробит, хоть он из деликатности и помалкивает. Словом, очевидно, что долго она здесь не задержится.
Пока не происходит несчастье, круто изменившее всю ее жизнь...
Но тут поезд прибывает, и я выхожу из вагона. Друг встречает меня и везет к себе; а по дороге я замечаю, что история Эмми явно имеет параллели с моей собственной: я тоже еду в глушь, тоже по приглашению друга... И места вокруг какие-то странные - непохоже, чтобы это была Брянская область. Здесь еще холодно, повсюду лежит снег. На горизонте виднеются горы - высокие, с заснеженными вершинами. Какие могут быть горы в Брянске? Я спрашиваю его об этом - он только отмахивается: мол, потом все объясню.
Мы приезжаем к нему домой. Это большой частный дом, в несколько этажей, довольно угрюмого вида, со множеством комнат и коридоров, в которых нетрудно заблудиться. Там, к своему удивлению, я обнаруживаю девочку - маленькую девочку, лет семи, хорошенькую, как куколка; с первого взгляда она производит приятное впечатление. Друг, сильно смущаясь, запинаясь и пряча глаза, начинает объяснять: мол, это дочь его друзей, им пришлось срочно уехать, ребенка брать с собой было нельзя, и девочку спихнули на него, но он никогда не имел дела с детьми и не очень понимает, как с ней обращаться - не помогу ли я ему накормить девочку обедом?
Все это (особенно то, что он явно о чем-то умалчивает) выглядит странно и неприятно, но я соглашаюсь.
За обедом быстро выясняется, что с девочкой что-то не так. Очень сильно не так. Сперва я думаю: "До чего же хамоватый, невоспитанный ребенок!" Затем: "Да нет, это не невоспитанность - похоже, у нее с головой проблемы". А еще через некоторое время: "Господи боже, да человек ли она вообще?!"
У девочки странные движения - дерганые, механические. С ней невозможно разговаривать. Вроде бы она слушает и слышит, но отвечает какую-то бессмыслицу, или снова и снова повторяет одни и те же слова и фразы. Пронзительно кричит. Повторяет, что хочет есть, и наглым, крикливым тоном требует еще и еще еды. Сколько мы в нее не пихаем - ей все мало; невозможно понять, как в такой миниатюрной девочке столько помещается.
Друг мой прыгает и хлопочет вокруг нее, пытается как-то сгладить ситуацию; но поведение девочки становится все менее адекватным и даже менее человеческим. Я замечаю, кстати, что он старается держаться между мной и ею и не дает нам дотрагиваться друг до друга - молча, ничего не объясняя. В какой-то момент, думая, что я не вижу, достает из морозилки и начинает исподтишка совать ей куски замороженного сырого мяса - и она глотает их, не жуя.
Ситуация накаляется; наконец "девочка" окончательно теряет человеческий облик и начинает уже на четвереньках бегать, причем не только по полу, но и по стенам и потолку; мой друг, с совершенно несчастным лицом, хватает ее поперек живота и куда-то утаскивает, умоляя меня подождать здесь и обещая, что сейчас, сейчас вернется и все объяснит.
Я остаюсь в столовой одна. Вдруг дверь медленно открывается. Я думаю, что это вернулся мой друг; но за дверью - два странных и страшных существа.
Выглядят они как люди: двое мужчин в костюмах. Один из них выглядит как пастор - в строгом костюме с белым воротничком, с чисто выбритой, благообразной пасторской физиономией. Другого помню хуже, но он тоже в костюме, и "базовый" вид у него вполне приличный. Однако они не входят, а вползают в столовую - ползут, словно у них перебиты хребты, подтягиваясь на руках и волоча за собой ноги. Лица их перекошены безумными гримасами, по подбородкам течет и капает на пол вязкая слюна. Оба они что-то выкрикивают, механически повторяя одни и те же слова и фразы; помню, что пастор выкрикивает что-то религиозного содержания. Они похожи на девочку, но, как бы сказать, в гораздо худшей стадии.
Я застываю от ужаса; а они как-то боком, двигаясь кругами, подползают ко мне - все ближе, ближе... вот уже начинают хватать меня за одежду и брызгать на меня слюной... тут я преодолеваю оцепенение и стремглав пускаюсь бежать оттуда. Долго бегаю по дому, блуждаю по коридорам, не могу найти выход; наконец натыкаюсь на своего друга. Он растрепан, измучен, и вид у него совсем убитый.
- Объясни мне, что здесь происходит! - требую я.
- Прости меня, прости! - отвечает он. - Я же не знал, что так выйдет! Я думал, все получится, и ты даже ничего не заметишь!..
И все объясняет.
Оказывается, уже много лет он занимается алхимией и магией - пытается создать искусственного человека. Но получаются пока только големы, живые куклы, лишенные души. Девочка и двое мужчин, которых я видела - это големы. По мнению моего друга, моя душа обладает какой-то особой ценностью или силой; и он решил пригласить меня в гости и свести с големами, чтобы моя душа послужила для них "формой", как он выразился - то есть образцом. Увидев меня и ощутив во мне душу, они, по его плану, должны были попытаться мне уподобиться и развить что-то подобное и у себя.
Однако вышло совсем наоборот. От моего присутствия големы, наоборот, пошли вразнос и начали терять даже то немногое человеческое, что в них было; а хуже всего то, что они сумели-таки до меня дотронуться, и теперь... теперь... в общем, теперь все должно кончиться печально.
Здесь моя история неожиданно обрывается, и снова начинается книга про Эмми Лейн.
Какую-то часть книги - ту, где описывалось происшедшее с ней несчастье (видимо, параллельное моей встрече с големами), я пропустила. Что именно с ней случилось, так и осталось неясным. По-видимому, там никаких големов не было, и друг ее не был ни в чем виноват: она сама, по невежеству и самоуверенности, полезла куда-то, куда лезть не стоило, и за это поплатилась. Так или иначе, на нее обрушилось проклятье, и голова ее превратилась... в коровью. Натуральную коровью голову, с грустной мордой, ушами и рогами.
Автор замечает по этому поводу, что окружающих это не особенно удивило: в Индии, мол, такое вообще случается, это дело известное, хоть и не очень частое. На улицах здесь изредка можно встретить людей с бычьими головами. Никто им особенно не удивляется и не пугается: ведь корова - животное священное, и странно было бы испытывать отвращение или страх к ее голове.
Но сама Эмми, разумеется, смотрит на дело совсем иначе. К тому же она хочет домой - а как возвращаться в Англию с коровьей головой?!
Друг ее пытается расколдовать ее сам - безуспешно. Бежит за помощью к своим мудрецам: они предлагают разные меры, но тоже ничего не помогает. Наконец мудрецы собирают консилиум - и, осмотрев Эмми и выслушав ее историю, говорят:
Прогноз плохой. Такое проклятье не снимается. Нет способов. Точнее, один есть - но это тот случай, когда лекарство может оказаться хуже болезни...
- Какой же?
Нужно совершить над Эмми Великое Делание.
Эта процедура совершается, как известно, при изготовлении философского камня; но мало кому известно, что ее можно провести и над человеком. В результате человек должен очиститься от всего наносного и стать таким, каким задумал его Бог. Однако этого почти никто и никогда не делал - уж очень опасное предприятие. Ритуал длинный и сложный, стоит где-нибудь ошибиться - и последствия будут самые печальные. И даже если выполнить все до мелочей и успешно пройти превращение, совершенно невозможно предсказать результат.
Одно лишь можно сказать определенно: как бы там ни было, а коровья голова совершенно точно не входила в замысел Божий об Эмми Лейн!
- Я готова на все, - отвечает бедняжка Эмми. - Все, что угодно, будет лучше коровьей головы!
И мудрецы начинают готовить ритуал.
Сперва она должна сама добыть травы и другие ингредиенты, необходимые для процедуры. Приходится ей выйти из дому и отправиться скитаться по индийским дорогам, отдав себя на милость тех самых людей, на которых она еще недавно смотрела свысока и за людей-то их не считала. Да еще и с коровьей головой! Не помню подробностей; но факт, что вместе с добыванием ингредиентов она выполняет разные задания мудрецов - на смирение, на терпение, на самоотверженность, на способность посмотреть на вещи с неожиданной стороны...
Наконец это испытание окончено: все задания она выполнила и все ингредиенты собрала. Теперь начинается самое главное. Для ритуала отводят одну из гостевых спален в доме ее друга: окно занавешивают плотной черной шторой, кровать закрывают пологом. Эмми ложится на кровать, и маги погружают ее в зачарованный сон.
Что происходит с ней в этой темной комнате - никому не ведомо. Много дней лежит она там, как мертвая. Лишь один человек - ее друг, хозяин дома - раз в несколько дней заходит в спальню, чтобы протереть влажной тканью ее тело, перевернуть ее с боку на бок, сделать еще что-то необходимое; но и он должен делать это в полной темноте, наощупь, не глядя на нее и ни в коем случае не прикасаясь к ее голове. Иногда ему кажется, что она мертва, что уже начала разлагаться - но он побеждает искушение включить свет и посмотреть; а в другой раз убеждается, что нет, она жива и дышит.
Так проходит много дней; и вот наступает утро, когда, по расчетам магов, Эмми Лейн должна очнуться преображенной.
К этому дню хозяин дома готовится, как к большому празднику. Он созвал своих друзей-англичан; мало того, многие друзья Эмми, узнавшие о постигшем ее несчастье, приехали сюда из Англии. С утра в спальне собирается целая толпа: все с нетерпением ждут чуда.
В назначенную минуту и секунду старший из магов отдергивает штору, и спальня озаряется жарким тропическим солнцем. Он отдергивает полог - и все видят хрупкую фигурку, укрытую одеялом с головой. Она не двигается и, кажется, даже не дышит. Все ждут, затаив дыхание.
И вдруг Эмми Лейн шевелится под одеялом, затем высовывает оттуда голову и с наслаждением потягивается.
- Как же долго я спала! - говорит она с улыбкой. - Ой, привет! Как здорово, что вы все здесь - я так по вам соскучилась!
Гости улыбаются в ответ - но улыбки их бледны и далеки от искренней радости. Эмми изменилась совсем не так, как все ожидали. Да, голова у нее теперь человеческая - но, право, лучше бы оставалась коровьей! Эмми выглядит страшно изуродованной: она потеряла все волосы, у нее странная остроконечная форма черепа, лицо синее, искривленное, в каких-то струпьях... Словом, ей теперь только в фильмах ужасов сниматься. Только глаза ее изменились к лучшему: глаза у нее теперь очень большие и красивые. Но все остальное... на нее просто страшно смотреть!
Как ни странно, она не пытается ощупать голову или как-то еще проверить, как она теперь выглядит; и никто, разумеется, не решается ей об этом сказать.
- Идемте завтракать, я умираю от голода! - весело говорит она и, накинув халатик, первой выбегает из спальни.
Все замирают в ожидании. Дело в том, что в коридоре, прямо у дверей спальни, висит большое зеркало, и Эмми никак его не миновать. Что же будет, когда она узнает?..
Она проходит мимо зеркала, явно не собираясь перед ним задерживаться. Но, видимо, заметив боковым зрением что-то странное, оборачивается, секунду или две с интересом разглядывает свое новое лицо... затем пожимает плечами и, как ни в чем не бывало, идет дальше.
В эпилоге рассказывается, что Эмми Лейн осталась в Индии. Вскоре она вышла замуж за индуса и родила дочь, как две капли воды похожую на мать. Она совсем ассимилировалась: ходила в сари, стала вегетарианкой, приняла индуизм - и не продвинутую версию для интеллектуалов, а самую что ни на есть простую, крестьянскую веру, вместе с мужем и его родней ходила в храм по соседству и приносила жертвы богам. Духовными исканиями, магией и чудесами больше не интересовалась. О прежней жизни, кажется, не вспоминала и не жалела - хотя всех своих друзей помнила и поддерживала с ними отношения.
Самое же удивительное, что ни муж ее, ни его родня, ни вообще все окружающие индусы словно не замечали ни ее уродства, ни уродства дочери. Или, может быть, совершенно не обращали на него внимания - как и она сама.
Вместе со своей семьей она часто бывала в гостях у старого друга - и не раз повторяла, как благодарна за то, что он пригласил ее в Индию. А он, глядя на нее, всегда чувствовал зависть оттого, что эта простая девушка постигла нечто такое, чего ему, со всеми его книгами и исканиями, похоже, никогда не постичь.
Дочитываю я эту историю со смешанными чувствами. Финал, конечно, неожиданный - но, на мой вкус, слишком уж приторно-нравоучительный. К тому же он кажется каким-то неправильным: выходит, Эмми Лейн просто превратилась в совершенно другого человека. А как же та, старая Эмми Лейн? Просто исчезла?
С такими мыслями я просыпаюсь... и уже наяву вспоминаю, что в истории Эмми Лейн были явные параллели с моей собственной - вот только моя история так и осталась незаконченной.
читать дальшеЯ еду в гости к другу (это реальный человек), почему-то в Брянскую область. Он пригласил меня туда, сказав, что у него там дом, можно отлично отдохнуть, к тому же в деревне по соседству стряслось какое-то криминальное происшествие, которое мне, как правозащитнице, будет интересно.
И вот, я еду к нему и в поезде читаю книгу с анимированными картинками, под названием "Эмми Лейн".
Это мистически-нравоучительная повесть в стиле Коэльо. Героиня ее - молодая англичанка по имени Эмми Лейн, которая отправляется в Индию на поиски просветления.
Не совсем понятно, какое это время: судя по свободе нравов, уже вторая половина XX века; с другой стороны, Индия явно еще принадлежит Британской империи, а костюмы и некоторые детали указывают скорее на конец XIX. В целом обстановка весьма условная.
Увлечение индуистской мистикой для Эмми выглядит случайным. Она - самая обычная девушка без каких-либо духовных или мистических наклонностей: где-то работает, пережила несколько любовных историй, но все каких-то неудачных, интересуется в основном развлечениями, нарядами и собственной внешностью. Хотя она и так очень хорошенькая, но постоянно недовольна тем, как она выглядит, и часы проводит перед зеркалом, стараясь подать себя в самом выгодном свете. Словом, ветреная и довольно пустая особа. Ее внезапный интерес к мистике - это веяние моды, разочарование от последнего неудачного романа, желание новизны и острых ощущений.
Так или иначе, она пишет старому знакомому, который уехал в Индию несколько лет назад, тоже в поисках просветления, на волне массового увлечения Блаватской, Шамбалой и йогами.
Тот отвечает очень приветливо: "Разумеется, приезжай, поживи у меня, я тебе все покажу и с нужными людьми познакомлю".
Приехав, она обнаруживает, что старый друг уже почти ассимилировался.

Он действительно водит ее по индуистским храмам, показывает местные праздники и обряды, знакомит с людьми, имеющими репутацию "учителей" или "святых". Эмми охает и ахает, восхищается, расспрашивает; однако ясно видно, что ею движет только любопытство. К тому же в целом она ведет себя как классическая "белая госпожа": ходит по местным ландшафтам, подбирая юбки и брезгливо морща носик; с индусами разговаривает так снисходительно и свысока, что ее друга от этого коробит, хоть он из деликатности и помалкивает. Словом, очевидно, что долго она здесь не задержится.
Пока не происходит несчастье, круто изменившее всю ее жизнь...
Но тут поезд прибывает, и я выхожу из вагона. Друг встречает меня и везет к себе; а по дороге я замечаю, что история Эмми явно имеет параллели с моей собственной: я тоже еду в глушь, тоже по приглашению друга... И места вокруг какие-то странные - непохоже, чтобы это была Брянская область. Здесь еще холодно, повсюду лежит снег. На горизонте виднеются горы - высокие, с заснеженными вершинами. Какие могут быть горы в Брянске? Я спрашиваю его об этом - он только отмахивается: мол, потом все объясню.
Мы приезжаем к нему домой. Это большой частный дом, в несколько этажей, довольно угрюмого вида, со множеством комнат и коридоров, в которых нетрудно заблудиться. Там, к своему удивлению, я обнаруживаю девочку - маленькую девочку, лет семи, хорошенькую, как куколка; с первого взгляда она производит приятное впечатление. Друг, сильно смущаясь, запинаясь и пряча глаза, начинает объяснять: мол, это дочь его друзей, им пришлось срочно уехать, ребенка брать с собой было нельзя, и девочку спихнули на него, но он никогда не имел дела с детьми и не очень понимает, как с ней обращаться - не помогу ли я ему накормить девочку обедом?
Все это (особенно то, что он явно о чем-то умалчивает) выглядит странно и неприятно, но я соглашаюсь.
За обедом быстро выясняется, что с девочкой что-то не так. Очень сильно не так. Сперва я думаю: "До чего же хамоватый, невоспитанный ребенок!" Затем: "Да нет, это не невоспитанность - похоже, у нее с головой проблемы". А еще через некоторое время: "Господи боже, да человек ли она вообще?!"
У девочки странные движения - дерганые, механические. С ней невозможно разговаривать. Вроде бы она слушает и слышит, но отвечает какую-то бессмыслицу, или снова и снова повторяет одни и те же слова и фразы. Пронзительно кричит. Повторяет, что хочет есть, и наглым, крикливым тоном требует еще и еще еды. Сколько мы в нее не пихаем - ей все мало; невозможно понять, как в такой миниатюрной девочке столько помещается.
Друг мой прыгает и хлопочет вокруг нее, пытается как-то сгладить ситуацию; но поведение девочки становится все менее адекватным и даже менее человеческим. Я замечаю, кстати, что он старается держаться между мной и ею и не дает нам дотрагиваться друг до друга - молча, ничего не объясняя. В какой-то момент, думая, что я не вижу, достает из морозилки и начинает исподтишка совать ей куски замороженного сырого мяса - и она глотает их, не жуя.
Ситуация накаляется; наконец "девочка" окончательно теряет человеческий облик и начинает уже на четвереньках бегать, причем не только по полу, но и по стенам и потолку; мой друг, с совершенно несчастным лицом, хватает ее поперек живота и куда-то утаскивает, умоляя меня подождать здесь и обещая, что сейчас, сейчас вернется и все объяснит.
Я остаюсь в столовой одна. Вдруг дверь медленно открывается. Я думаю, что это вернулся мой друг; но за дверью - два странных и страшных существа.
Выглядят они как люди: двое мужчин в костюмах. Один из них выглядит как пастор - в строгом костюме с белым воротничком, с чисто выбритой, благообразной пасторской физиономией. Другого помню хуже, но он тоже в костюме, и "базовый" вид у него вполне приличный. Однако они не входят, а вползают в столовую - ползут, словно у них перебиты хребты, подтягиваясь на руках и волоча за собой ноги. Лица их перекошены безумными гримасами, по подбородкам течет и капает на пол вязкая слюна. Оба они что-то выкрикивают, механически повторяя одни и те же слова и фразы; помню, что пастор выкрикивает что-то религиозного содержания. Они похожи на девочку, но, как бы сказать, в гораздо худшей стадии.
Я застываю от ужаса; а они как-то боком, двигаясь кругами, подползают ко мне - все ближе, ближе... вот уже начинают хватать меня за одежду и брызгать на меня слюной... тут я преодолеваю оцепенение и стремглав пускаюсь бежать оттуда. Долго бегаю по дому, блуждаю по коридорам, не могу найти выход; наконец натыкаюсь на своего друга. Он растрепан, измучен, и вид у него совсем убитый.
- Объясни мне, что здесь происходит! - требую я.
- Прости меня, прости! - отвечает он. - Я же не знал, что так выйдет! Я думал, все получится, и ты даже ничего не заметишь!..
И все объясняет.
Оказывается, уже много лет он занимается алхимией и магией - пытается создать искусственного человека. Но получаются пока только големы, живые куклы, лишенные души. Девочка и двое мужчин, которых я видела - это големы. По мнению моего друга, моя душа обладает какой-то особой ценностью или силой; и он решил пригласить меня в гости и свести с големами, чтобы моя душа послужила для них "формой", как он выразился - то есть образцом. Увидев меня и ощутив во мне душу, они, по его плану, должны были попытаться мне уподобиться и развить что-то подобное и у себя.
Однако вышло совсем наоборот. От моего присутствия големы, наоборот, пошли вразнос и начали терять даже то немногое человеческое, что в них было; а хуже всего то, что они сумели-таки до меня дотронуться, и теперь... теперь... в общем, теперь все должно кончиться печально.
Здесь моя история неожиданно обрывается, и снова начинается книга про Эмми Лейн.
Какую-то часть книги - ту, где описывалось происшедшее с ней несчастье (видимо, параллельное моей встрече с големами), я пропустила. Что именно с ней случилось, так и осталось неясным. По-видимому, там никаких големов не было, и друг ее не был ни в чем виноват: она сама, по невежеству и самоуверенности, полезла куда-то, куда лезть не стоило, и за это поплатилась. Так или иначе, на нее обрушилось проклятье, и голова ее превратилась... в коровью. Натуральную коровью голову, с грустной мордой, ушами и рогами.
Автор замечает по этому поводу, что окружающих это не особенно удивило: в Индии, мол, такое вообще случается, это дело известное, хоть и не очень частое. На улицах здесь изредка можно встретить людей с бычьими головами. Никто им особенно не удивляется и не пугается: ведь корова - животное священное, и странно было бы испытывать отвращение или страх к ее голове.
Но сама Эмми, разумеется, смотрит на дело совсем иначе. К тому же она хочет домой - а как возвращаться в Англию с коровьей головой?!
Друг ее пытается расколдовать ее сам - безуспешно. Бежит за помощью к своим мудрецам: они предлагают разные меры, но тоже ничего не помогает. Наконец мудрецы собирают консилиум - и, осмотрев Эмми и выслушав ее историю, говорят:
Прогноз плохой. Такое проклятье не снимается. Нет способов. Точнее, один есть - но это тот случай, когда лекарство может оказаться хуже болезни...
- Какой же?
Нужно совершить над Эмми Великое Делание.
Эта процедура совершается, как известно, при изготовлении философского камня; но мало кому известно, что ее можно провести и над человеком. В результате человек должен очиститься от всего наносного и стать таким, каким задумал его Бог. Однако этого почти никто и никогда не делал - уж очень опасное предприятие. Ритуал длинный и сложный, стоит где-нибудь ошибиться - и последствия будут самые печальные. И даже если выполнить все до мелочей и успешно пройти превращение, совершенно невозможно предсказать результат.
Одно лишь можно сказать определенно: как бы там ни было, а коровья голова совершенно точно не входила в замысел Божий об Эмми Лейн!
- Я готова на все, - отвечает бедняжка Эмми. - Все, что угодно, будет лучше коровьей головы!
И мудрецы начинают готовить ритуал.
Сперва она должна сама добыть травы и другие ингредиенты, необходимые для процедуры. Приходится ей выйти из дому и отправиться скитаться по индийским дорогам, отдав себя на милость тех самых людей, на которых она еще недавно смотрела свысока и за людей-то их не считала. Да еще и с коровьей головой! Не помню подробностей; но факт, что вместе с добыванием ингредиентов она выполняет разные задания мудрецов - на смирение, на терпение, на самоотверженность, на способность посмотреть на вещи с неожиданной стороны...
Наконец это испытание окончено: все задания она выполнила и все ингредиенты собрала. Теперь начинается самое главное. Для ритуала отводят одну из гостевых спален в доме ее друга: окно занавешивают плотной черной шторой, кровать закрывают пологом. Эмми ложится на кровать, и маги погружают ее в зачарованный сон.
Что происходит с ней в этой темной комнате - никому не ведомо. Много дней лежит она там, как мертвая. Лишь один человек - ее друг, хозяин дома - раз в несколько дней заходит в спальню, чтобы протереть влажной тканью ее тело, перевернуть ее с боку на бок, сделать еще что-то необходимое; но и он должен делать это в полной темноте, наощупь, не глядя на нее и ни в коем случае не прикасаясь к ее голове. Иногда ему кажется, что она мертва, что уже начала разлагаться - но он побеждает искушение включить свет и посмотреть; а в другой раз убеждается, что нет, она жива и дышит.
Так проходит много дней; и вот наступает утро, когда, по расчетам магов, Эмми Лейн должна очнуться преображенной.
К этому дню хозяин дома готовится, как к большому празднику. Он созвал своих друзей-англичан; мало того, многие друзья Эмми, узнавшие о постигшем ее несчастье, приехали сюда из Англии. С утра в спальне собирается целая толпа: все с нетерпением ждут чуда.
В назначенную минуту и секунду старший из магов отдергивает штору, и спальня озаряется жарким тропическим солнцем. Он отдергивает полог - и все видят хрупкую фигурку, укрытую одеялом с головой. Она не двигается и, кажется, даже не дышит. Все ждут, затаив дыхание.
И вдруг Эмми Лейн шевелится под одеялом, затем высовывает оттуда голову и с наслаждением потягивается.
- Как же долго я спала! - говорит она с улыбкой. - Ой, привет! Как здорово, что вы все здесь - я так по вам соскучилась!
Гости улыбаются в ответ - но улыбки их бледны и далеки от искренней радости. Эмми изменилась совсем не так, как все ожидали. Да, голова у нее теперь человеческая - но, право, лучше бы оставалась коровьей! Эмми выглядит страшно изуродованной: она потеряла все волосы, у нее странная остроконечная форма черепа, лицо синее, искривленное, в каких-то струпьях... Словом, ей теперь только в фильмах ужасов сниматься. Только глаза ее изменились к лучшему: глаза у нее теперь очень большие и красивые. Но все остальное... на нее просто страшно смотреть!
Как ни странно, она не пытается ощупать голову или как-то еще проверить, как она теперь выглядит; и никто, разумеется, не решается ей об этом сказать.
- Идемте завтракать, я умираю от голода! - весело говорит она и, накинув халатик, первой выбегает из спальни.
Все замирают в ожидании. Дело в том, что в коридоре, прямо у дверей спальни, висит большое зеркало, и Эмми никак его не миновать. Что же будет, когда она узнает?..
Она проходит мимо зеркала, явно не собираясь перед ним задерживаться. Но, видимо, заметив боковым зрением что-то странное, оборачивается, секунду или две с интересом разглядывает свое новое лицо... затем пожимает плечами и, как ни в чем не бывало, идет дальше.
В эпилоге рассказывается, что Эмми Лейн осталась в Индии. Вскоре она вышла замуж за индуса и родила дочь, как две капли воды похожую на мать. Она совсем ассимилировалась: ходила в сари, стала вегетарианкой, приняла индуизм - и не продвинутую версию для интеллектуалов, а самую что ни на есть простую, крестьянскую веру, вместе с мужем и его родней ходила в храм по соседству и приносила жертвы богам. Духовными исканиями, магией и чудесами больше не интересовалась. О прежней жизни, кажется, не вспоминала и не жалела - хотя всех своих друзей помнила и поддерживала с ними отношения.
Самое же удивительное, что ни муж ее, ни его родня, ни вообще все окружающие индусы словно не замечали ни ее уродства, ни уродства дочери. Или, может быть, совершенно не обращали на него внимания - как и она сама.
Вместе со своей семьей она часто бывала в гостях у старого друга - и не раз повторяла, как благодарна за то, что он пригласил ее в Индию. А он, глядя на нее, всегда чувствовал зависть оттого, что эта простая девушка постигла нечто такое, чего ему, со всеми его книгами и исканиями, похоже, никогда не постичь.
Дочитываю я эту историю со смешанными чувствами. Финал, конечно, неожиданный - но, на мой вкус, слишком уж приторно-нравоучительный. К тому же он кажется каким-то неправильным: выходит, Эмми Лейн просто превратилась в совершенно другого человека. А как же та, старая Эмми Лейн? Просто исчезла?
С такими мыслями я просыпаюсь... и уже наяву вспоминаю, что в истории Эмми Лейн были явные параллели с моей собственной - вот только моя история так и осталась незаконченной.
@темы: сны