На фикбуке новый урфинофанфик от Хиссти. И в нем, слава богу, никто не "избавляется от штанов" и вообще никаких ужасов нет, а просто Урфин делится злодейским опытом с каким-то совершенно незнакомым мне злодеем.
Заинтересовавшись, что за злодейчик такой, открыла для себя детскую книжку, которую полностью пропустила в детстве, даже названия никогда не слышала. Ибо вышла она в 1992 году, когда я была уже для такой литературы старовата. А жаль. Зацени я ее в возрасте хотя бы старшей ее героини, не говоря уж о младшей - она бы мне зашла со страшной силой.
Сергей Белоусов "Приключения Печенюшкина"
Две сестры, восьмилетняя Лиза и пятилетняя Алена, попадают в волшебную страну Фантазилью. Здесь обитают феи, русалки, домовые и прочие сказочные существа, из-под земли бьют фонтаны газировки, и вообще не жизнь, а сплошной праздник. Но в Фантазилье случилась беда. Злодей по имени Ляпус отравил газированные источники ядом, от которого люди (точнее, нелюди) теряют волю и разум. Почти весь волшебный народ оказался зомбирован, а Ляпус захватил власть и теперь строит коварные планы по захвату всего мира. Но на людей из обычной, несказочной жизни яд не действует. Поэтому спасти мир должны две девочки из Новосибирска - и обязательно вдвоем, иначе не выйдет.
А помогать им будет великий и загадочный Печенюшкин - герой, которого знают все жители Фантазильи, хотя рассказывают о нем разное...
Белоусов немного похож на Сухинова - такое же буйство фантазии, нагромождение чудес и волшебства, каскад самых невероятных приключений, к которым, если притормозить и задуматься, возникают большие логические вопросы. Похоже, в перестроечные и пост-перестроечные годы наши авторы, утомленные скудостью и рациональностью советских сказок, просто все писали так.
Но есть важное отличие к лучшему.
У Сухинова чудеса самодостаточны - поэтому быстро обессмысливаются и надоедают. Непонятно, зачем, для кого и для чего он так эксплуатирует свою фантазию. А у Белоусова - прямо об этом не говорится, но совершенно понятно (и в интервью он это подтверждает), что это сказка, которую папа рассказывает дочкам. Про них же самих. Из вечера в вечер, сочиняя на ходу. То удивляя их все новыми чудесами и приключениями, то поддразнивая (и тут раздался громкий рев... ведь кое-кто у нас порой любит покапризничать и пореветь, правда?), то таинственно умолкая на самом интересном месте, порой вставляя шутки и намеки, девочкам непонятные, но понятные маме, которая сидит тут же и обменивается с ним улыбкой...
Девочки Лиза и Алена - абсолютно живые (и неудивительно, они взяты прямо из жизни), реальные дети, даже с утрированными детскими чертами и слабостями. С этим, кстати, и у Волкова есть проблема: у него Элли и прочие ребята какие-то уж очень правильные: безупречно рассудительные, ответственные, серьезные - маленькие взрослые. Правда, они и постарше. Здесь сходство скорее с "Королевством кривых зеркал", где Оля и Яло - живые персонажи, интересные сами по себе. Чудеса буйны и сюрреалистичны, но не бессмысленны: это преломление вещей, знакомых девочкам в реальности. Из-под земли течет волшебная газировка, в небесах летает синий троллейбус, драконы - это трехголовые крылатые коты, магические таблетки, дарующие силу и храбрость, очень похожи на фишки от любимой игры, а супергерой Печенюшкин - на мальчишку из параллельного класса, который нравится Лизе.
И сказочные герои - тоже живые, обаятельные и запоминающиеся, особенно в диалогах. Все они много говорят, рассказывают разные истории, и местами это утомляет, но чаще идет в плюс. Речь у них такая, что каждого _видишь_. Именно благодаря речи Печенюшкин - не сухое воплощение добродетели, а веселый и обаятельный герой. Злодей Ляпус в самом деле ужас как хитер и коварен (сдается мне, он похож на Табакова в роли Кощея). И второстепенные герои - обстоятельный и хозяйственный домовой Федя, фея Фантолетта - пожилая кокетка, сидящая на диете и сюсюкающая с маленькой Аленой, интеллигентный старый волшебник Диего Морковкин, услужливый дурак и холуй Глупус - все яркие, забавные и "с двойным дном"; ребенок, пожалуй, кое-чего в них и не поймет, а вот взрослый поймет и улыбнется.
Да, а еще там есть положительная говорящая крыса Мануэла, мать-героиня и просто героиня. 
Это достоинства.
Из недостатков - очень затянутое начало. Честное слово, всю часть до прибытия девочек в Волшебную страну спокойно можно было сократить втрое. Затянута и неинтересна предыстория Фантазильи. Пародия на марксизм в то время, наверное, выглядела остро и смело, но сейчас уже совершенно не в кассу.
Немного смутило меня, что в такой детской, "несерьезной" сказке врагов убивают по-настоящему, и местами довольно графично. Поиск и разоблачение предателя среди своих - тоже, пожалуй, тема не очень детская. Есть несколько страшненьких сцен (например, когда лже-Алена превращается в старую ведьму), которые, наверное, маленького ребенка могут всерьез напугать. Местами как-то вдруг начинаются пафосные рассуждения о Добре и Зле или моральные сентенции: по счастью, их не очень много, но они совсем не гармонируют с общим тоном.
Вставные новеллы о прошлом Печенюшкина также выбиваются из общего тона: они интересные, но реально странноватые. И я не поняла: "боги", которые превратили Печенюшкина в супергероя - это, похоже, инопланетяне?
Ляпус в своей предыстории - существо неотесанное и простоватое, а, начав злодействовать, вдруг превращается в этакого макиавеллиста и искусного притворщика. В принципе, автор вообще не слишком заботится о логичности и последовательности, и живописные детали для него явно важнее цельности характеров - но такое противоречие, вообще никак не объясненное, уж слишком бросается в глаза.
В финале - хорошо, что Лиза пожертвовала свое желание больной девочке, но плохо, что эта больная девочка появилась внезапно и из ниоткуда, со слишком явным дидактическим посылом.
И еще - не недостаток, но особенность: книга очень четко привязана к определенному времени, к эпохе перестройки (писалась она в 1986-1988 годах). Цитаты из модных в то время песен, всеобщее помешательство на телесериалах, сверхценная роль газировки в детской жизни, "честное октябрятское", выяснения, хорошие американцы или плохие... хотя последнее сейчас снова актуально. Это вызывает ностальгию, но современному ребенку, видимо, будет непонятно.
У "Печенюшкина" есть еще два сиквела: по отзывам, второй достоин первой книги, а вот в третьем автор чересчур увлекся политикой, и вышло плохо.
Теперь Лиза и Алена уже взрослые, у них свои дети. Белоусов и по сей день живет в Новосибирске, работает ресторанным критиком.
Уже много лет обещает написать четвертую часть "Печенюшкина", и фанаты с трепетом ждут и ловят слухи... но нет, не пишет. 
@темы:
чужое,
книги,
отзывы,
мир ВС
А я так поняла, что настоящие языческие боги индейцев.