В отношении к характерам персонажей мне больше всего по душе подход Достоевского. (Надеюсь, это не звучит слишком нескромно - я как читатель говорю.)
У Федора Михайловича герои, т.с., принципиально ООС-ны. Они ведут себя совершенно не так, как следовало бы и как от них ожидаешь. Интеллигентный юноша из приличной семьи внезапно идет и мочит двух женщин топором. А насильник и убийца, мерзкий тип, не имеющий за душой ничего святого - вдруг отпускает с миром свою жертву, совершает несколько добрых дел и стреляется. Запойный пьяница, опустившийся и исподличавшийся до последней степени - пламенно верит в Бога и пламенно об этом говорит. Соперники в любви, люди, противоположные друг другу, как свет и тьма - сходятся, братаются и ведут друг с другом задушевные разговоры. Митя Карамазов, от которого всес нетерпением ждут, что он убьет отца - так его и не убивает; а убивает тот, про кого никому и в голову не приходило. Уличная девка оказывается святой, а блестящий светский лев - дьяволом во плоти. "Сверхчеловек", носитель всех мыслимых сил и достоинств, оборачивается жалким, внутренне пустым существом; а смешная и жалкая сумасшедшая - безмерно его превосходит...
У Достоевского человек (кроме второстепенных и откровенно карикатурных героев) никогда не равен самому себе. Он отлично рисует "типы", свойственные тогдашней реалистической литературе; но затем, нарисовав "тип" - начинает его углублять, внутренне расшатывать, даже взламывать. Ему интересны психологические парадоксы. И интересны люди, которые выходят за собственные границы.
Мне не нравится "достоевщина" в дурном смысле - нарочитая парадоксальность, взвинченность, истеричность, самокопание и выворачивание души наизнанку. Но сам этот подход необычайно привлекателен.
У Федора Михайловича герои, т.с., принципиально ООС-ны. Они ведут себя совершенно не так, как следовало бы и как от них ожидаешь. Интеллигентный юноша из приличной семьи внезапно идет и мочит двух женщин топором. А насильник и убийца, мерзкий тип, не имеющий за душой ничего святого - вдруг отпускает с миром свою жертву, совершает несколько добрых дел и стреляется. Запойный пьяница, опустившийся и исподличавшийся до последней степени - пламенно верит в Бога и пламенно об этом говорит. Соперники в любви, люди, противоположные друг другу, как свет и тьма - сходятся, братаются и ведут друг с другом задушевные разговоры. Митя Карамазов, от которого все
У Достоевского человек (кроме второстепенных и откровенно карикатурных героев) никогда не равен самому себе. Он отлично рисует "типы", свойственные тогдашней реалистической литературе; но затем, нарисовав "тип" - начинает его углублять, внутренне расшатывать, даже взламывать. Ему интересны психологические парадоксы. И интересны люди, которые выходят за собственные границы.
Мне не нравится "достоевщина" в дурном смысле - нарочитая парадоксальность, взвинченность, истеричность, самокопание и выворачивание души наизнанку. Но сам этот подход необычайно привлекателен.
Если что, я признаю заслуги Достоевского, но не слишком люблю его читать
NB: а для меня Федор Михайлович - бог.
Конечно
Лужин - какой уж из него "светский лев" и "дьявол". Так, мелкий паскудник.
князь Валковский из "Униженных и оскорбленных".
Хе... Я вообще про Ставрогина подумала...