В отношении к характерам персонажей мне больше всего по душе подход Достоевского. (Надеюсь, это не звучит слишком нескромно - я как читатель говорю.)
У Федора Михайловича герои, т.с., принципиально ООС-ны. Они ведут себя совершенно не так, как следовало бы и как от них ожидаешь. Интеллигентный юноша из приличной семьи внезапно идет и мочит двух женщин топором. А насильник и убийца, мерзкий тип, не имеющий за душой ничего святого - вдруг отпускает с миром свою жертву, совершает несколько добрых дел и стреляется. Запойный пьяница, опустившийся и исподличавшийся до последней степени - пламенно верит в Бога и пламенно об этом говорит. Соперники в любви, люди, противоположные друг другу, как свет и тьма - сходятся, братаются и ведут друг с другом задушевные разговоры. Митя Карамазов, от которого все с нетерпением ждут, что он убьет отца - так его и не убивает; а убивает тот, про кого никому и в голову не приходило. Уличная девка оказывается святой, а блестящий светский лев - дьяволом во плоти. "Сверхчеловек", носитель всех мыслимых сил и достоинств, оборачивается жалким, внутренне пустым существом; а смешная и жалкая сумасшедшая - безмерно его превосходит...
У Достоевского человек (кроме второстепенных и откровенно карикатурных героев) никогда не равен самому себе. Он отлично рисует "типы", свойственные тогдашней реалистической литературе; но затем, нарисовав "тип" - начинает его углублять, внутренне расшатывать, даже взламывать. Ему интересны психологические парадоксы. И интересны люди, которые выходят за собственные границы.

Мне не нравится "достоевщина" в дурном смысле - нарочитая парадоксальность, взвинченность, истеричность, самокопание и выворачивание души наизнанку. Но сам этот подход необычайно привлекателен.

@темы: книги, графомания, выскажусь

Комментарии
07.02.2014 в 20:08

Нам сказали: «Нельзя». Но мы все же вошли (с)
Но у Достоевского так создано текстуальное пространство и так прописаны характеры, что веришь - в этой ситуации этот человек именно так и должен был поступить. ИМХО - это уже не ООС.
Если что, я признаю заслуги Достоевского, но не слишком люблю его читать
07.02.2014 в 20:25

Можно ли считать, что, изображая духовный путь Урфина Джюса, Волков следует заветам Федор Михалыча? :rolleyes:
07.02.2014 в 21:18

helldogtiapa, вообще-то да. Замысел его явно имеет нечто общее с "Житием великого грешника". Вот только исполнениe... :shuffle:
08.02.2014 в 01:23

Кшиарвенн, так это и есть самое интересное: когда герой поступает неожиданно - но так, что этому веришь.
NB: а для меня Федор Михайлович - бог. :)
08.02.2014 в 03:32

nataly-hill, А вот для меня уже не б-г,хотя в юности читал и перечитывал Ф.М. запоем. :)
08.02.2014 в 12:38

Нам сказали: «Нельзя». Но мы все же вошли (с)
так это и есть самое интересное: когда герой поступает неожиданно - но так, что этому веришь.
Конечно :) Только ИМХО это нельзя называть ООСом. ООС - это как раз необоснованное ничем поведение героя
08.02.2014 в 17:17

ППКС с предыдущим комментатором: ООС - это не то. ООС - это если б, скажем, князь Мышкин внезапно дал Рогожину по морде, схватил Настасью Филипповну и умчал на тройке к цыганам.
08.02.2014 в 22:19

nataly-hill, "блестящий светский лев", который дьявол во плоти - Лужин?
09.02.2014 в 03:42

MigaJC, князь Валковский из "Униженных и оскорбленных".
Лужин - какой уж из него "светский лев" и "дьявол". Так, мелкий паскудник.
09.02.2014 в 13:19

Lass mich siegen, lass mich sterben, lass mich lieben, lass mich fliegen (c)
"блестящий светский лев", который дьявол во плоти - Лужин?
князь Валковский из "Униженных и оскорбленных".
Хе... Я вообще про Ставрогина подумала...

09.02.2014 в 13:26

nataly-hill, Лужин просто стильный был, вот я и думала.