Тема: герметичный хоррор
Название: Винтовая лестница
Год выпуска: 1946
Страна производства: США
Режиссер: Роберт Сьодмак
В ролях: Дороти Макгуайр, Джеймс Брент, Этель Бэрримор и другие
Жанр: винтажный триллер про маньяка
Вердикт: неплохо! Хотя, возможно, книга лучше
о чем это?Начало ХХ века, сельская глушь в Новой Англии. Поодаль от деревни стоит дом Уорренов - внушительный особняк, где живет богатая семья. В деревне и окрестностях неспокойно: неизвестный убийца душит молодых девушек. Но за крепкими стенами особняка бояться нечего: маньяк сюда не проникнет. Пусть за окном воет ветер и оглушительно гремит гром - внутри все спокойно... или нет? Что это за шорох на черной лестнице? Почему открыто окно - быть может, через него убийца проник в дом? А может, убийца - кто-то из живущих в доме? как это?Это экранизация детектива Этель Лины Уайт "Кто-то должен поберечься", название которого у нас чаще переводят в честь фильма "Винтовая лестница".
Роман Уайт, написанный в 1933 году - возможно, первый (или один из первых) в мире "маньяческих" триллеров. Сюжет классический: большой мрачный дом, загадочный убийца и девушка, на которую он ведет охоту. Юной служаночке необходимо понять, кто же из домочадцев маньяк - от этого зависит ее жизнь! А подозрение падает по очереди на всех и каждого...
А "Винтовая лестница" Сьодмака - должно быть, один из первых в мире фильмов про маньяков. Многие приемы, которые нам кажутся навязшими в зубах - например, глаз безумца крупным планом - он применил первым.
Сьодмак внес в эту историю важное изменение, которое сильно ее улучшило: не случайно авторы всех следующих экранизаций поступали так же. Служанка Хелен у него - немая. Она уязвима вдвойне, даже втройне. Маньяк охотится именно за девушками с физическими недостатками. Хелен под ударом - но не может ни рассказать о том, что видела (только писать записочки), ни позвонить в полицию, ни даже позвать на помощь. Она заперта не только в доме - еще и в своей внутренней тюрьме.
Должна сказать, это прекрасная мысль! Книжная Хелен - бойкая разговорчивая девица, за нее не очень страшно: она и сама не особо боится маньяка, и веришь, что, если что, она сможет с ним справиться. Совсем не то Хелен в фильме. Это совсем юная, робкая, по-детски наивная девушка. Видно, что она живет в постоянном сознании своей "неполноценности". Ее удел - молчать, кивать, повиноваться; так уж сложилась судьба. И спойлертолько столкнувшись со смертельной опасностью и начав бороться за жизнь, Хелен взламывает эту "внутреннюю тюрьму" и обретает голос.
Немота героини - отличный поворот; но в целом, как мне показалось, фильм не дотягивает до книги.
Во-первых, собственно триллер в нем разворачивается в последние двадцать минут. Борьба Хелен со злодеем впечатляет, но длится недолго; а час перед этим состоит в основном из статичных сцен и пространных разговоров, которые хорошо смотрятся в книге, но в кино они не совсем на своем месте.
Состав жильцов дома и некоторые сюжетные детали изменились (непонятно, зачем - может быть, кодекс Хейза запрещал изображать на экране супружескую измену?), и не сказать, чтобы к лучшему. Пожалуй, даже логика действий маньяка оказалась нарушена.
А главное, сильно поблекло то, ради чего я села смотреть экранизацию - "герметичность". Образ мрачного старого особняка со всеми его коридорами, подвалами и закоулками; постоянный лейтмотив, что зло бродит за стенами, оно близко, совсем близко, но в доме безопасно - надо только покрепче запереть все двери и окна и никого ни за что не впускать... и то, как эта "неприступная крепость" шаг за шагом превращается в ловушку. спойлерКак жители дома старательно укрепляют стены и засовы, не замечая, что прогнило все внутри. И зло вовсе не рвется в дом откуда-то извне - оно всегда обитало здесь, это _его_ дом.
В книге это очень ярко и выразительно: это лучшее, что в ней есть. А в фильме эта тема ушла на задний план, да и сам дом... он очень роскошно обставлен, но мрачным совсем не выглядит. И то, как подозрение падает на всех по очереди, тоже оказалось смазано.
Но если отвлечься от оригинала, то фильм вполне хорош. Прекрасная Хелен, прекрасная "сумасшедшая старуха", которая в конце преподнесет сюрприз зрителям. Да и сам маньяк неплох. Интересно, в какой момент зрители, не знавшие сюжета, догадывались, кто это?
ооооо
теперь надо решить, читать сначала или смотреть, всегда сложный выбор)
спасибо за рек