воскресенье, 05 апреля 2020
Тема: экшн-хоррор
Название: Конец света
Год выпуска: 1999
Страна производства: США
Режиссер: Питер Хайамс
В ролях: Арнольд Шварценеггер, Гэбриел Бирн, Робин Танни
Жанр: мистический боевик
Вердикт: для любителей Шварца и боевиков 90-х
о чем это?На исходе второго тысячелетия миру, как водится, грозит конец. Древнее пророчество гласит: тьма поглотит землю, когда Сатана в человеческом облике соединится с предназначенной ему человеческой девушкой и зачнет сына. Девушка по имени Кристина совершенно не горит желанием рожать Антихриста - но кто ее будет спрашивать? Уж точно не Сатана! У него, знаете ли, свои понятия о сексуальной этике. С одной стороны гоняются за Кристиной сатанисты, с другой не в меру ретивые христиане, с третьей - сам Князь Тьмы в облике Гэбриела Бирна и с непристойными намерениями... и только один человек на ее стороне! Но этот человек - Арнольд, так что за судьбу мира можно не беспокоиться.
как это?
В последнее десятилетие ХХ века получил большую популярность поджанр мистических боевиков на одну тему: на исходе тысячелетия демоны пытаются устроить конец света, а очень-очень мускулистый и круто упакованный герой им мешает. С переменным успехом расстраивали демонические планы и Жан-Клод Ван Дамм, и Дольф Лундгрен, и Билл Сэдлер, и Чак Норрис, и Майкл Рукер. Лучшие фильмы этого жанра - имхо, "Рыцарь-демон" и "Зодчий теней", остальные имеют скорее ностальгическое значение.
И "Конец света", снятый в 1999 году, видимо, призван был закончить этот метасюжет, жестко привязанный к 2000 году, поставить в нем жирную точку.
Точка действительно получилась жирная. Фильм масштабный, тяжеловесный, очень пафосный. Градус Глубокого Смысла и прямолинейного, как танк, символизма в нем зашкаливает.
Может быть, это его и подвело. Авторы сделали очень масштабный замах - и, имхо, не потянули.
Рассчитывай они с самого начала на динамичный и непритязательный боевичок типа "Миньона" - получилось бы гораздо лучше.
Фильм вышел растянутый, рыхлый, ненужно громоздкий. Та его сторона, которая боевик, безупречна - но, к сожалению, не все там боевик, и вот ко всему остальному возникают большие вопросы.
Для начала, почему сторона Добра так уверена, что именно совокупление Дьявола с несчастной девушкой станет точкой невозврата? Вообще-то Антихристу нужно еще родиться и вырасти - и, как мы знаем хотя бы из серии "Омен", за это время еще много всего может произойти. (Зачем вообще христианам предотвращать конец света, я уже не спрашиваю: со времен того же "Омена" смирилась и научилась принимать это как данность.) Если Дьявол на земле почти всеведущ и всемогущ, к тому же к его услугам армия сатанистов - почему он такой лох? Сначала не мог определить, где Кристина, без помощи Шварца, потом Шварца зачем-то в живых оставил, еще и позволил пропустить в свое логово... Действия Сатаны, честно говоря, не поддаются никакой логике. Что же до Глубокого Христианского Смысла, то увы. Авторы в этом плане очень старались, но после слов: "Бог в Библии сказал нам, что он спасать нас не будет, а мы должны спасать себя сами" - я уже не могла ко всему этому относиться серьезно. 
Что в фильме действительно хорошо, так это Гэбриел Бирн! Да, творит он какую-то неимоверную хрень, но это не его вина, а сценаристов. А Дьявол у него получился шикарный, сразу и обаятельный, и мерзкий.
Арнольд... ему в этом фильме не очень повезло. Роль у него драматическая, а драма выражается в том, что его все время бьют. Сначала его лупцует пожилая толстая тетка (она сатанистка и, видимо, обладает сверхчеловеческой силой, но все равно это выглядит забавно), потом сатанисты мордуют битами. Сатана при каждой встрече не только оскорбляет его словесно, но и отвешивает пинков.
Еще Сатана пытается его совратить (в хорошем смысле). Это очень драматическая сцена. Но, поскольку Шварц плохо умеет в драму, то не возникает ощущения, что он страдает, колеблется, но усилием воли преодолевает искушение. А возникает ощущение, что он, сорри, туповат и не врубается, чего собеседник от него хочет. И что Бирн зря тратит на него и цветы красноречия, и мощь своего актерского искусства. Надо было сразу с пинков начинать.
В общем, вздыхаешь с облегчением, когда эти пафосные сцены заканчиваются, Арнольд перестает притворяться драматическим актером и переходит к своим прямым обязанностям - начинает палить из десятка разных стволов и сворачивать врагам челюсти.
Вот оставить бы все эти моменты, а все остальное сильно сократить и подрихтовать - и вышло бы отлично.
@темы:
кино
Че-то почти в каждом фильме, где я видела Бирна, хочется сказать, что он творит какую-то хрень, но это не его вина )))