четверг, 12 сентября 2019
Предыдущие дни пропустила, т.к. и очень много работы, и темы были для меня не очень интересные. А вот "призраки" - другое дело! Что может быть интереснее?
Название: И гаснет свет (Lights Out)
Год выпуска: 2016
Страна выпуска: США
Режиссер: Дэвид Ф. Сандберг
В главных ролях: Тереза Палмер, Гэбриэл Бейтман, Александр ДиПерсиа, Мария Белло, Билли Берк
Вердикт: "без претензий", но неожиданно очень приятный фильм
Тема дня: призраки
о чем это? Мать Ребекки и маленького Мартина психически больна. Но ее безумие - особое. Его видит не только она. У него есть облик, есть имя - Диана, есть нечеловеческая сила и злая воля. Диана боится света и обитает в темноте... как это?Сюжет фильма, снятого на основе короткометражки, использует самый простой и распространенный человеческий страх - страх темноты. Кто знает, что там, в темноте, может прятаться? И в какой момент оно прыгнет на тебя с потолка или вылезет из-под кровати?
Первые сцены как бы намекают нам, что никаких "высоких целей" режиссер перед собой не ставит, что у него одна-единственная задача - хорошенько попугать зрителя темнотой. Внезапно гаснет свет. В темноте бродит какая-то тень. И вдруг КААК ВЫПРЫГНЕТ! Полный ассортимент классических booo-пугалок в наличии.
Так что ничего особенного не ждешь, расслабляешься... а фильм оказывается вдруг неожиданно хорошим.
есть спойлерыВ нем сочетаются две темы: страх темноты - и безумие. И второе, пожалуй, будет пострашнее первого. На самом деле куда сильнее призрачной Дианы меня напугала совсем не призрачная Софи - безумная мать.
Здесь та же тема, что более подробно раскрыта в "Бабадуке": представьте себе, что вы ребенок, живете вдвоем с мамой, и ваша мама - сумасшедшая. Только в "Бабадуке" мать сходит с ума прямо на глазах у сына, а здесь это уже произошло. Давным-давно, еще до его рождения. Маленький Мартин знает, что маме обязательно надо пить "витаминки", а если перестать их пить, то ей "становится нехорошо". Она выключает весь свет в доме, задергивает шторы и начинает разговаривать сама с собой. Или не с собой. А потом начинается что-то еще более странное и страшное...
Пока был жив отец - он следил, чтобы мама пила таблетки, и вообще как-то держал ситуацию. Но вот отца не стало. Мальчик остался с больной матерью вдвоем. А мать давно уже забыла о таблетках и катится по наклонной...
"Диана" - злобный призрак, паразитирующий на Софи и отдельно от нее не существующий - здесь выглядит метафорой сумасшествия. В доме поселяется "кто-то третий", и этот "третий" пытается отнять у мальчика маму, превратить ее во что-то чужое и враждебное. Мать становится буквально опасна для сына, жизнь с ней невыносима. Но все равно это его любимая мама, и ее нельзя бросать...
Эта линия - поведение обезумевшей матери и реакции сына - бесценна.
Вторая линия, тоже очень правильная - верность родных друг другу. Среди героев-людей нет ни подлости, ни малодушия. Никто никого не предает: даже те, кто поначалу кажутся предателями, на самом деле совсем нет. Ребекка - на первый взгляд эгоистичная девица-раздолбайка - самоотверженно спасает маленького брата. Мальчик готов погибнуть, но не бросать маму (очень трогательная сцена). Парень Ребекки - просто идеал верности и преданности, едва ли существующий в природе. И эта взаимная верность и самоотверженность в конце концов и мать "вытаскивает" из ее иллюзорного эгоцентрического мирка.
Еще одна тема, которая в фильме пробрасывается мельком, но очень выразительно - ювеналка.
Здесь опека не пытается "разлучить семью" (хотя как раз стоило бы!): но она изображена как тупая бюрократическая машина, которой важно, что у потенциального опекуна в холодильнике и какие постеры на стенах, но совершенно пофиг, что в действительности происходит с ребенком. Главное - инструкцию соблюсти.
...Но мы совсем забыли о страхе темноты! А с ним тоже все в порядке. Весь фильм - игра света и тьмы. Яркий свет, рассеянный свет, полумрак, полная темнота. Свет лампочек, фонариков и свечей, люстр, настенных светильников и настольных ламп, уличных фонарей, автомобильных фар и горящего костра. И тени, глубокие тени, которые он отбрасывает. Режиссер играет с освещением увлекательно и с явным удовольствием, а в критический момент достает из загашника даже ультрафиолетовый светильник, очень необычно действующий на призрака. Действие развивается довольно предсказуемо, однако смотреть интересно.
Есть ли минусы? Пожалуй, только один. Предыстория "демонической девочки" Дианы, и вообще концепция Дианы как живого (когда-то) и отдельного человека, на мой взгляд, вышли непродуманно и неубедительно. В настоящем Диана выглядит именно порождением Софи, ее "темным двойником". Лучше было бы так и сделать, а не придумывать какую-то, сорри, ерунду.
иллюстрации



@темы:
кино
да-да.