Название: Голем: начало ("Голем")
Год выпуска: 2018
Страна выпуска: Израиль
Режиссеры: Йоав и Дорон Пас
В главных ролях: Хани Фюрстенберг, Ишай Голан, Кирилл Черняков и другие
Вердикт: хороший фильм. Неторопливый, вдумчивый, с философским подтекстом, с очень бережным отношением к еврейской народной культуре и легендам. Единственный серьезный минус (для меня) - концептуальный: то, как в нем показаны неевреи.
Тема дня: Исторический хоррор
о чем это
Литва, 1673 год. Еврейское местечко. Семь лет назад у Ханы погиб сын, и с тех пор она не знает покоя. Втайне от мужа принимает противозачаточные снадобья, ибо боится родить и снова потерять дитя - и тайком от родных и соседей читает книги, хранящиеся у ее свекра-раввина, пытаясь постичь глубины Божественной премудрости. В книгах и находит она "инструкцию" по созданию Голема - бессмертного и почти всемогущего создания. Когда местечку грозит смертельная опасность, и кажется, что неоткуда ждать подмоги, Хана проводит каббалистический обряд. Теперь у евреев есть могущественный и грозный защитник. Но обращение к магии не кончится добром - не только для их врагов, но и для них самих...
как это
Наши зрители фильм в основном ругают - насколько я поняла, за то, что в нем мало экшна и неожиданных вотэтоповоротов.
Ну да. Мало. Можно сказать, совсем нет.
Ужжжасных ужасов тоже ждать не стоит. Фильм вообще "не про это". Это совсем не голливудское кино.
Фильм медитативный, очень неторопливый. Протяжный и грустный, как пение скрипки Беньямина, мужа героини. Много крупных планов, деталей, этнографических и психологических подробностей. В отличие от "Шкатулки проклятий", которую снимали посторонние и равнодушные люди, явно считавшие, что "для этнографии" достаточно показать надпись на иврите и мужика с пейсами - этот фильм описывает жизнь еврейского местечка, его нравы, его замкнутый мир и своеобразное мировоззрение подробно и с любовью. Здесь можно увидеть миньян, услышать шофар, узнать, что такое меркаба и даже ощутить темную силу пульса-денуры. И легенда о Големе здесь - не бродячий сюжет, приложимый без разбора к любому народу и любой эпохе, как обычно бывает в Голливуде. Это именно средневековая еврейская история, которой не случилось бы без иудейской книжности, без Каббалы, без почитания книг и веры в силу писанного слова. Единственное, что меня здесь напрягло - костюмы у евреев явно не XVII, а скорее уж XIX века. У них узнаваемый облик "обитателей местечка", но вряд ли они в XVII веке такие картузы носили. Впрочем, сама "жизнь в местечке" не совсем соответствует заявленному времени и месту - но об этом далее.
Самое интересное здесь - Хана и ее трагедия.
Хана - бунтарка, но своеобразная, полностью "вхарактерная" для своей среды и мировоззрения. Она, как Иов, взывает к Богу и требует ответа: зачем Он забрал ее дитя? Ее духовный поиск начинается с вопрошания о смысле горя и зла на земле. Но скоро тайные знания очаровывают ее и обольщают: у Ханы рождается дерзкая мысль самой уподобиться Богу - и, быть может, вступить с Ним в соперничество. Создать новую жизнь не тем путем, каким от века создают ее матери, а путем Божественным - без боли, без крови, без телесной слабости и нечистоты. Одним лишь творящим словом. Создать жизнь безупречную, которая не будет знать поражений и не сможет умереть. Нового сына, который никогда ее не покинет.
Так она создает чудовище.
Эта философско-религиозная линия, имхо, в фильме вышла лучше всего. Она так глубока и трагична, что спойлер"счастливый" (пусть и очень относительно) конец здесь выглядит искусственным. Ну какой мог быть у такой истории счастливый конец?
А хуже всего вышли... литовцы? поляки? русские? Бог знает, кто они вообще такие. В общем, местные жители-неевреи.
Конечно, от экранизации легенды, фактически от сказки нельзя требовать строгой исторической достоверности. В нашем "Илье Муромце" тоже татары не так чтобы очень достоверно изображены.
Однако вся эта линия с "евреями и их естественными врагами" неприятно меня резанула и даже испортила впечатление своей неисторичностью и тенденциозностью. В конце концов, если хочешь фэнтези снимать, зачем называть точное время и место действия?
как было на самом деле и что показано в фильмеЛитва, 1673 год - это исторически Польша, Речь Посполитая. Польша в эту эпоху была хоть и "задворками Европы", но страной по тогдашним меркам вполне цивилизованной. Демократической, что в Европе было редкостью. Знатные поляки, кстати сказать, весьма красочно и ярко одевались и вообще имели вкус к красивой жизни.
Мало того: именно в Польше в эти годы евреям жилось очень хорошо. Ее даже называли "еврейским раем". Евреи считались отдельным сословием, пользовались самоуправлением; короли и магнаты не только предоставляли им юридическую защиту, но и достаточно жестко боролись с антисемитизмом в простом народе. Евреи здесь не прятались в каких-то гетто, униженные и запуганные - они много общались с нееврейским населением, активно вели с христианами торговые и прочие дела, и фактически превратились в торгово-финансовую прослойку между шляхтой и крестьянством. Отсюда и главная претензия простого народа к евреям: говорили, что они заодно со знатью обирают и обманывают крестьян. А на это уже наслаивались истории про ритуальные убийства, про то, что евреи колдуны и могут насылать болезни, и так далее.
Это в реальности. А в фильме это выглядит так:
Евреи живут в своем местечке, полностью оторванные от окружающего мира, добывая себе хлеб, видимо, крестьянским трудом. "Иноверцев" боятся и с ними в принципе не общаются.
Когда появляются "иноверцы", становится понятно, почему. Это какие-то орки. Дикие, грязные, лохматые и чуть ли не в шкурах.
Возглавляет их такой же дикий, лохматый и психически нестабильный... хрен знает, кто он. Это так и остается непонятным. Местный помещик? Магнат? Если это знатный, облеченный властью человек, какого хрена он выглядит как бомж? И где, кстати, его сабля, с которой шляхтичи не расставались?
Чтобы все окончательно запутать, он носит имя Владимир - и так, по имени, его все вокруг и называют. Хорошо, что не Вован.
Этот Владимир рассказывает, что в округе чума, все болеют и умирают, заболела и его любимая дочь (дочь зовут Светлана, чего не могло быть в принципе - это имя придумал Жуковский двести лет спустя). Он считает, что это евреи наслали чуму своим колдовством: вон, сами-то они не заболели! Евреи отвечают: это потому, что мы с вами совсем не общаемся, вот и не заразились. Дикий невежественный Владимир ничего не хочет слушать, кого-то там убивает сразу, затем берет деревню в осаду и объявляет: либо вы лечите мою дочь, либо поубиваю тут нахрен всех!
Ну и дальше в том же духе.
Рядом с бережным отношением собственно к еврейскому прошлому это выглядит странно и дико. А уж внезапные русские имена у злодеев - просто днище. Это ведь не Голливуд, где всех славянских женщин зовут Наташами, и вообще такими деталями никто не заморачивается. В Израиле русскоязычных и русскокультурных полно, там в таких вещах разбираются; и, раз антагонистов-христиан изображают какими-то дикими людоедами и еще намекают, что они русские - это делается сознательно.
Но это я такая замороченная; а людям аполитичным и не вовлеченным в нац. проблематику фильм смело рекомендую. Просто в этой своей части он превращается в чистое "фэнтези". А в остальном он очень хорош.
иллюстрации





Год выпуска: 2018
Страна выпуска: Израиль
Режиссеры: Йоав и Дорон Пас
В главных ролях: Хани Фюрстенберг, Ишай Голан, Кирилл Черняков и другие
Вердикт: хороший фильм. Неторопливый, вдумчивый, с философским подтекстом, с очень бережным отношением к еврейской народной культуре и легендам. Единственный серьезный минус (для меня) - концептуальный: то, как в нем показаны неевреи.
Тема дня: Исторический хоррор
о чем это
Литва, 1673 год. Еврейское местечко. Семь лет назад у Ханы погиб сын, и с тех пор она не знает покоя. Втайне от мужа принимает противозачаточные снадобья, ибо боится родить и снова потерять дитя - и тайком от родных и соседей читает книги, хранящиеся у ее свекра-раввина, пытаясь постичь глубины Божественной премудрости. В книгах и находит она "инструкцию" по созданию Голема - бессмертного и почти всемогущего создания. Когда местечку грозит смертельная опасность, и кажется, что неоткуда ждать подмоги, Хана проводит каббалистический обряд. Теперь у евреев есть могущественный и грозный защитник. Но обращение к магии не кончится добром - не только для их врагов, но и для них самих...
как это
Наши зрители фильм в основном ругают - насколько я поняла, за то, что в нем мало экшна и неожиданных вотэтоповоротов.
Ну да. Мало. Можно сказать, совсем нет.

Фильм медитативный, очень неторопливый. Протяжный и грустный, как пение скрипки Беньямина, мужа героини. Много крупных планов, деталей, этнографических и психологических подробностей. В отличие от "Шкатулки проклятий", которую снимали посторонние и равнодушные люди, явно считавшие, что "для этнографии" достаточно показать надпись на иврите и мужика с пейсами - этот фильм описывает жизнь еврейского местечка, его нравы, его замкнутый мир и своеобразное мировоззрение подробно и с любовью. Здесь можно увидеть миньян, услышать шофар, узнать, что такое меркаба и даже ощутить темную силу пульса-денуры. И легенда о Големе здесь - не бродячий сюжет, приложимый без разбора к любому народу и любой эпохе, как обычно бывает в Голливуде. Это именно средневековая еврейская история, которой не случилось бы без иудейской книжности, без Каббалы, без почитания книг и веры в силу писанного слова. Единственное, что меня здесь напрягло - костюмы у евреев явно не XVII, а скорее уж XIX века. У них узнаваемый облик "обитателей местечка", но вряд ли они в XVII веке такие картузы носили. Впрочем, сама "жизнь в местечке" не совсем соответствует заявленному времени и месту - но об этом далее.
Самое интересное здесь - Хана и ее трагедия.
Хана - бунтарка, но своеобразная, полностью "вхарактерная" для своей среды и мировоззрения. Она, как Иов, взывает к Богу и требует ответа: зачем Он забрал ее дитя? Ее духовный поиск начинается с вопрошания о смысле горя и зла на земле. Но скоро тайные знания очаровывают ее и обольщают: у Ханы рождается дерзкая мысль самой уподобиться Богу - и, быть может, вступить с Ним в соперничество. Создать новую жизнь не тем путем, каким от века создают ее матери, а путем Божественным - без боли, без крови, без телесной слабости и нечистоты. Одним лишь творящим словом. Создать жизнь безупречную, которая не будет знать поражений и не сможет умереть. Нового сына, который никогда ее не покинет.
Так она создает чудовище.
Эта философско-религиозная линия, имхо, в фильме вышла лучше всего. Она так глубока и трагична, что спойлер"счастливый" (пусть и очень относительно) конец здесь выглядит искусственным. Ну какой мог быть у такой истории счастливый конец?
А хуже всего вышли... литовцы? поляки? русские? Бог знает, кто они вообще такие. В общем, местные жители-неевреи.
Конечно, от экранизации легенды, фактически от сказки нельзя требовать строгой исторической достоверности. В нашем "Илье Муромце" тоже татары не так чтобы очень достоверно изображены.

Однако вся эта линия с "евреями и их естественными врагами" неприятно меня резанула и даже испортила впечатление своей неисторичностью и тенденциозностью. В конце концов, если хочешь фэнтези снимать, зачем называть точное время и место действия?
как было на самом деле и что показано в фильмеЛитва, 1673 год - это исторически Польша, Речь Посполитая. Польша в эту эпоху была хоть и "задворками Европы", но страной по тогдашним меркам вполне цивилизованной. Демократической, что в Европе было редкостью. Знатные поляки, кстати сказать, весьма красочно и ярко одевались и вообще имели вкус к красивой жизни.
Мало того: именно в Польше в эти годы евреям жилось очень хорошо. Ее даже называли "еврейским раем". Евреи считались отдельным сословием, пользовались самоуправлением; короли и магнаты не только предоставляли им юридическую защиту, но и достаточно жестко боролись с антисемитизмом в простом народе. Евреи здесь не прятались в каких-то гетто, униженные и запуганные - они много общались с нееврейским населением, активно вели с христианами торговые и прочие дела, и фактически превратились в торгово-финансовую прослойку между шляхтой и крестьянством. Отсюда и главная претензия простого народа к евреям: говорили, что они заодно со знатью обирают и обманывают крестьян. А на это уже наслаивались истории про ритуальные убийства, про то, что евреи колдуны и могут насылать болезни, и так далее.
Это в реальности. А в фильме это выглядит так:
Евреи живут в своем местечке, полностью оторванные от окружающего мира, добывая себе хлеб, видимо, крестьянским трудом. "Иноверцев" боятся и с ними в принципе не общаются.
Когда появляются "иноверцы", становится понятно, почему. Это какие-то орки. Дикие, грязные, лохматые и чуть ли не в шкурах.
Возглавляет их такой же дикий, лохматый и психически нестабильный... хрен знает, кто он. Это так и остается непонятным. Местный помещик? Магнат? Если это знатный, облеченный властью человек, какого хрена он выглядит как бомж? И где, кстати, его сабля, с которой шляхтичи не расставались?
Чтобы все окончательно запутать, он носит имя Владимир - и так, по имени, его все вокруг и называют. Хорошо, что не Вован.

Этот Владимир рассказывает, что в округе чума, все болеют и умирают, заболела и его любимая дочь (дочь зовут Светлана, чего не могло быть в принципе - это имя придумал Жуковский двести лет спустя). Он считает, что это евреи наслали чуму своим колдовством: вон, сами-то они не заболели! Евреи отвечают: это потому, что мы с вами совсем не общаемся, вот и не заразились. Дикий невежественный Владимир ничего не хочет слушать, кого-то там убивает сразу, затем берет деревню в осаду и объявляет: либо вы лечите мою дочь, либо поубиваю тут нахрен всех!
Ну и дальше в том же духе.
Рядом с бережным отношением собственно к еврейскому прошлому это выглядит странно и дико. А уж внезапные русские имена у злодеев - просто днище. Это ведь не Голливуд, где всех славянских женщин зовут Наташами, и вообще такими деталями никто не заморачивается. В Израиле русскоязычных и русскокультурных полно, там в таких вещах разбираются; и, раз антагонистов-христиан изображают какими-то дикими людоедами и еще намекают, что они русские - это делается сознательно.

Но это я такая замороченная; а людям аполитичным и не вовлеченным в нац. проблематику фильм смело рекомендую. Просто в этой своей части он превращается в чистое "фэнтези". А в остальном он очень хорош.
иллюстрации




@темы: кино
да, вот это очень порадовало, как и то, что легенда не пересказывается, а обретает свое лицо для этого сюжета
Хана - бунтарка, но своеобразная, полностью "вхарактерная" для своей среды и мировоззрения.
хорошо подмечено
Насчет неевреев - я как раз в истории не разбираюсь, но в общих чертах все, наверно, знают, насколько евреям досталось. Может, это была попытка создать такое усредненное враждебное пространство? Хотя зачем тогда было брать прямо противоречащий историческим фактам сеттинг, это, конечно, вопрос. Ну то есть с точки зрения развития сюжета все понятно, а вот в целом)
А вообще хороший фильм, по-моему. И актеры понравились - такие живые "неголливудские" лица, и играют хорошо. ГГ вообще чудесная.