воскресенье, 02 июня 2019
Название: И не осталось никого
Год выпуска: 1945
Страна выпуска: США
Режиссер: Рене Клер
В ролях: Бэрри Фицджералд, Уолтер Хьюстон, Луис Хейуорд и другие.
Вердикт: неожиданно, но очень мило
как этоОт голливудской экранизации "Десяти негритят" я многого не ждала. Знала, что она не по роману, а по пьесе, в которой все облегчено и наскоро привинчен хэппи-энд. Слышала, что в фильме сравнительно с пьесой все облегчили еще больше. И думала увидеть что-то вроде "Ребекки", о которой уже рассказывала, как Хичкок под воздействием тогдашней цензуры кастрировал ее сюжет.
Но оказалось совсем напротив.
Да, фильм абсолютно не похож на книгу. Но никаких претензий к этому нет, поскольку режиссер и не стремился воспроизводить книгу - с ее мрачной атмосферой, с ее моралью о неизбежности суда и расплаты. Он снял не "Десять негритят", а пародию на "Десять негритят". 
Фактических отступлений здесь немало. Некоторые герои поменяли фамилии (генерал Макартур, очевидно, напоминал сенатора Макартура, судья Уоргрейв, видимо, тоже кого-то напоминал). Изменились обстоятельства их прошлых преступлений, особенно связанных с детьми - поскольку Кодекс Хейса запрещал изображать на экране убийства детей и, видимо, даже о них упоминать. Некоторые изменения необъяснимы: так, "мальчик-мажор" Энтони Марстон превратился... в русского эмигранта, лже-князя, странствующего по светским тусовкам. Он говорит по-русски и даже немножко поет "Очи черные".
Разумеется, совершенно переменился и финал.
Но это все мелочи по сравнению с тем, что - при сохранении всех героев и основных вех сюжета (всех по-прежнему убивают, в том же порядке и теми же способами, что у Кристи) - сама история сделана совершенно по-новому.
Рене Клер превратил этот мрачный триллер в комедию. Местами даже в фарс.
Действительно, в фабуле - десять человек заперты в доме, один из них убийца, все подозревают друг друга, а неузнанный убийца шныряет между ними и с легкостью необыкновенной вершит свое черное дело - есть и юмористическая сторона: и этот фильм отлично ее раскрывает.
Все здесь сделано заново, вышито новыми красками по известной канве.
Герои - все яркие комические типы: и престарелый генерал, глухой как пень и, кажется, в порядочном маразме, и невозмутимая мисс Брент, и стыдливый пьянчужка доктор, и детектив, который все время выдвигает версии, и каждый раз ложные (а когда наконец все поймет, тут-то его самого и кокнут). О Ломбарде и Вере и говорить нечего: оба, разумеется, никого не убивали (а Ломбард оказывается даже и не Ломбард), и оба - классические голливудские влюбленные, даже странно, что не поют и не пляшут.
Судья тоже неожиданный - этакий добродушный живчик, действительно не вызывающий никаких подозрений.
Но лучше всех, пожалуй, вышли слуги. Чета Роджерсов традиционно особо яркой не выглядит, они и должны быть серенькими и незаметными - но только не в этом фильме! Сварливую женушку, увы, быстро убили. Но муж ее отжигал, и оставшись вдовцом!
Новые характеры - и вполне оригинальные сцены, диалоги, гротескные репризы. Фильм действительно смешной, местами очень: например, когда гости "цепочкой" подглядывают друг за другом, или когда выбирают убийцу тайным голосованием, или когда приходят к выводу, что убийца Роджерс, прямо над его свежим трупом.
Смешной - и неглупый. В отличие от бестолкового сериала, это настоящий детектив "золотого века" - детектив как загадка, чистая интеллектуальная игра. Все убийства здесь не очень всерьез: к своим и чужим мрачным тайнам герои относятся с полным хладнокровием, и маньяк, выносящий одного за другим, кажется, тоже не слишком их пугает - они просто очень хотят выяснить, кто это. И последние двое побеждают потому, что им удается убийцу перехитрить и заставить "раскрыться".
А еще там есть котик - и такой милый котик! 🐱
В общем, на Агату Кристи это совсем не похоже, но смотреть приятно - и, думаю, она сама была не против такой интерпретации.
PS: негритята (niggers) в этом фильме политкорректно заменены на индейцев, о которых в то время в США шутить было еще можно.
@темы:
кино
Сенатор был Маккарти