Мини-сериал (3 серии) по одноименному роману Джеймса Герберта
Страна производства: Великобритания
Год производства: 2012
Режиссер: Джо Эхирн
В ролях: Сюранна Джонс, Дуглас Хеншелл, Оливия Кук, Мейси Уильямс и другие
Вердикт: не страшно, уютно, вполне смотрибельно, лучше, чем книга
о чем это
Семья, пережившая трагедию (ну как же без этого?), переезжает в деревню и снимает мрачный особняк на берегу моря - Крикли-холл, много лет стоявший пустым. Что дальше, несложно догадаться. Странные шорохи, стуки из пустого шкафа, невнятные голоса, кошмарные сны... а скоро выясняется, что во время войны в этом доме был приют для эвакуированных сирот, и все эти сироты погибли - погибли при загадочных обстоятельствах и, кажется, отнюдь не упокоились с миром...
как это
Для начала скажу несколько слов о Джеймсе Герберте.
Этот английский автор, иногда несправедливо именуемый "британским Стивеном Кингом" - мой личный кактус. Пишет он одновременно и хорошо, и очень плохо. 
Работает он в моем любимом жанре "дом с привидениями" (или "церковь с привидениями", или "целая деревня с привидениями", но чаще все-таки дом) - и очень хорошо умеет в атмосферность. Мрачные старые дома, в которых происходит что-то странное, и вообще английская глубинка, вся такая сумрачная, мягко-депрессивная - это его конек.
К сожалению, все остальное он умеет гораздо хуже.
Как только от скрипов, шорохов и мрачных теней он переходит к развитию сюжета, читатели (в моем лице, по крайней мере) покрываются фейспалмами. Дыр и откровенных нелепостей в его сюжетах больше, чем в швейцарском сыре. Мотивации героев непостижимы, а поступки лишены всякой логики. Когда Герберт пытается раскрывать их внутренний мир, становится как-то тягостно и стыдно. О том, что представляют собой его злодеи, из сострадания умолчу. В довершение всего, через равные промежутки времени на читателя ВНЕЗАПНО выпрыгивают сцены секса и насилия - и всякий раз они удивляют своей неуместностью и живо напоминают плохого фикрайтера, "натягивающего рейтинг".
Все это верно и для романа "Тайна Крикли-холла". Первые двести страниц, пока герои просто бродят по дому и окрестностям - читаются с наслаждением. Но дальше начинается сюжет - и это, товарищи, беда.
Так вот: создатели сериала роман Герберта заметно улучшили.
Сгладили сюжетные провалы, а некоторые убрали совсем. Злодею придали нормальную мотивацию: здесь он спойлерне инфернальный беспричинный антисемит, а человек контуженный, который от страшных головных болей постепенно сходит с ума, и маленького еврейского мальчика в могилу сводит не за национальность, а потому что считает его виновным в своем ранении. Герои тоже сделались больше похожи на живых людей и приобрели нормальные мотивации своих поступков. Хотя некоторые их шаги все равно выглядят странно, но очень многие эпизоды в сериале смотрятся четче и логичнее, чем в книге. Вообще сюжет несколько перекомпоновали - и это ему пошло только на пользу.
Кроме того, в сериале действие развивается в двух временных пластах одновременно, в настоящем и в прошлом - и это ОЧЕНЬ украсило эту историю.
Словом, читать было тяжеловато, а вот смотреть приятно.
Ничего страшного в этом сериале нет. Разве что в третьей серии можно немного поволноваться - но и там понятно, что все хорошо кончится. Это просто... просто сериал Би-Би-Си: неброский, уютный, интеллигентный, с отличными актерами. Дождливый вечер, чай с вареньем, теплый плед - и неторопливая сентиментальная история с привидениями.
Интересно, что старшую дочку играет Мейси Уильямс, будущая Арья Старк.
И еще момент интересный и, пожалуй, забавный. Уже у Герберта смущает, что все герои, участвовавшие в событиях 1943 года, "в наше время" вообще-то глубокие старики - однако остаются этакими живчиками. Но в книге "наше время" - это 2003 год. А в сериале дело происходит десять лет спустя. Там прямо сказано: с тех событий прошло 70 лет. Это значит, что Морису сейчас никак не меньше 85, Перси Джадду - под 90, а Магде Криббен, видимо, уже под 100 или за 100. Но все эти старички на удивление бодры и активны. Кстати, спойлерэто пока единственная известная мне история, где злодеем - причем физически активным злодеем, который сам нападает и убивает - является человек очень, очень пожилой. Дональд Самптер в жизни помоложе своего героя, но тоже далеко не мальчик - во время съемок ему было 70; и выглядит, и действует он вполне впечатляюще.
О! У нас как раз дожди зарядили))