По случаю выхода нового "Кладбища" пересмотрела и старую франшизу.
Название: Кладбище домашних животных-2
Год выпуска: 1992
Страна выпуска: США
Режиссер: Мэри Ламберт
В главных ролях: Эдвард Ферлонг, Клэнси Браун и другие
Вердикт: Интересный замысел, хороший главный герой, но в целом исполнение не очень удачное
Тема дня: хоррор, снятый женщиной
От этого сиквела сам Кинг открестился. И действительно, связь с романом здесь уже довольно отдаленная, в целом Ламберт пошла своим путем. Что получилось, сейчас посмотрим.
о чем это?
Мать 13-летнего Джеффа погибает от несчастного случая, и мальчик переезжает к отцу на другой конец страны. В сонный городок Ладлоу, стоящий неподалеку от старого индейского кладбища. С этим кладбищем связана жутковатая местная легенда: говорят, мертвые, которых там хоронят - будь то животные или люди - оживают и возвращаются домой. А Джефф страшно тоскует по матери и отдал бы все, чтобы ее вернуть...
как это?
В романе Кинга остается важная недосказанность: что же представляют собой и чего хотят ожившие мертвецы? Вроде бы автор намекает, что они становятся вместилищами некоего злого духа (Вендиго?), но очень расплывчато. Вот этот вопрос Мэри Ламберт и решила исследовать в сиквеле.
Здесь воскресают несколько человек - и, в отличие от младенца Гейджа, люди вполне взрослые, дееспособные, которые уже могут как-то себя проявить и что-то про себя объяснить.
Оказывается, воскресшие сохраняют память и разум. Могут более или менее успешно притворяться живыми. Парадоксальным образом, шериф Гас, при жизни злой и придирчивый отчим, после смерти кажется даже (правда, только поначалу) лучшим отцом, чем был. Мертвецы общаются друг с другом, строят какую-то свою жизнь (или не-жизнь); и, кажется, могли бы даже продолжать существование бок-о-бок с живыми - если бы не одно "но". Довольно предсказуемое.
Побывав на том свете, воскресшие теперь не видят в смерти ничего страшного. Даже считают, что мертвыми быть гораздо лучше. И стремятся "осчастливить" живых. Не спрашивая их согласия.
Такова идея, из которой мог бы выйти отличный ужастик - но, к сожалению, не вышел.
Что хорошо в фильме?
Пожалуй, две вещи. Во-первых, главный герой, мальчик Джефф. Его играет Эдвард Ферлонг, прославившийся ролью маленького Джона Коннора в классическом втором "Терминаторе". Он очень "фактурный", отлично играет, и безумно жаль, что дальнейшая его актерская карьера не задалась.
Его герой здесь - мальчик на пороге взросления, одновременно хрупкий и сильный, мужественный и остро чувствующий. Живи он в России - сказала бы "крапивинский мальчик".
И он очень страдает. Без рисовки, совсем без аффектации, но ясно и пронзительно Ферлонг показывает нам, что смерть матери стала для его героя крушением мира. В современных приключенческих историях про подростков смерть родителей и сиротство порой подаются как-то дежурно, холодно - и кажется важным напомнить, какая это на самом деле трагедия для ребенка.
Во-вторых, приятная ностальгическая атмосфера "ужастика про подростков из 80-х". Тихий маленький городок, мальчишки на велосипедах, школа, местные хулиганы - и "слабаки", которые учатся давать хулиганам отпор. Никаких пока что компьютеров и смартфонов: ребята шарятся одни по полям и лесам, сбегают из дома в ночные экспедиции, травят страшные байки у костра и вообще ни в чем себе не отказывают.
В "Очень странных делах" или в современном "Оно" эта атмосфера показана с ностальгией взрослых, вспоминающих о своем детстве - тогда она была обыденностью.
Что плохо?
Да, в общем, все остальное.
В целом фильм вышел не то чтобы безнадежно плохой, но так себе.
Во-первых, странные поступки персонажей и местами необъяснимые события. Зачем, например, спойлерыДрю вообще стал воскрешать отчима, которого ненавидел? Намного логичнее было оставить труп в лесу - и "ничего не видел, ничего не знаю". Почему мать Джеффа похоронили в Ладлоу - еще как-то объясняется; но почему за долгое время она совершенно не разложилась? Ее забальзамировали?
Некоторые важные моменты оказались скомканными и невыразительными. Ждешь, например, что кульминацией фильма станет сам процесс воскрешения матери Джеффа, что именно здесь будет лютая жуткая жуть и душераздирающие эмоции - а этого-то почти и не показывают. Вместо Кинговской запредельной жути - довольно бессмысленная и не пугающая экшн-беготня.
И главное, сами воскресшие покойники. Они не мертвые.
Не знаю, почему, но Ламберт даже не попыталась внятно показать, что они уже неживые. Вместо пришельцев с той стороны, до чертиков пугающих тем, что это знакомые, родные люди и в то же время уже не они - черт-те что, какие-то картонные "злодейские" фигуры.
Шериф после смерти превращается в маньяка - в карикатурного маньяка из плохого фильма, который играет глазками, скалит зубы и дебильно ржет. Мать Джеффа после воскрешения выглядит и ведет себя как архетипическая "злая королева". Но ничего "мертвецкого" нет ни в их пластике, ни в мимике, ни в поведении. Нельзя не вспомнить новое "Кладбище", довольно средний фильм, в котором, однако, именно "мертвость" воскресшей девочки - во внешности, в движениях, в голосе - удалась как нельзя лучше. И то, что она уже, т.с., по природе своей, даже независимо от своих намерений, несовместима с миром живых - тоже показано хорошо. Там ожившая Элли вызывает и страх, и жалость. Живые мертвецы у Ламберт... пожалуй, только недоумение.

И я даже могу понять, почему маму Джеффа сделали "злой королевой": чтобы рука не дрогнула её убить. Потому что если бы вернулась любящая мама, хорошая актриса и т. д., которая, сюрприз, мертва и не видит в этом ничего плохого, которая любит сына, но хочет забрать его с собой - это был бы кошмар и ужас, и у зрителей выросла бы пачка неудобных вопросов. Впрочем, она бы выросла и так.
Что касается Дрю - я это объясняю тем, что у Дрю уже очень сильно не в порядке голова и психика. Потому что нормальный парень (а ему уже сколько, лет 12) не понёс бы не то, что отчима, а своего несчастного пса на кладбище. В двенадцать лет человек вполне может предсказать последствия. Особенно, когда знает из городской страшилки, что "выжила только Эллин Крид, которая теперь в психушке".
Но у Дрю, видимо, слабая нервная система, очень большая психологическая зависимость от отчима и очень большое же чувство вины. Ведь, когда Гас застрелил его собаку, он, по сути говоря, выбил у мальчика единственную опору в жизни и отнял существо, которое Дрю действительно любило.