В рамках личного марафона киноклассики:
"Шанхайский экспресс", 1932 год
о чем это
Поезд идет из Пекина в Шанхай по стране, охваченной гражданской войной. В вагоне первого класса собрались путешественники-европейцы: среди них - прославленная дама полусвета по прозвищу Шанхайская Лилия (Марлен Дитрих) и военный врач, когда-то бывший ее женихом (Клайв Брук). Пять лет назад они разошлись, но чувства их не остыли - но теперь столкновение с ужасами войны и анархии подвергнет их любовь суровому испытанию...
как это
К сожалению, не понравилось совсем. Несмотря даже на красавицу Марлен и потрясающую работу оператора.
Не понравилось из-за сюжета.
спойлерыВо-первых, первая треть фильма настраивает на сюжет типа "в поезде собрались разные люди, все они (или, как минимум, многие) - не те, кем кажутся, и сейчас нам расскажут их истории". Но это происходит очень-очень скомканно, и дальше внимание полностью сосредотачивается на истории Дугласа и Лили.
А история Дугласа и Лили какая-то, сорри, идиотская - в худших традициях дамских романов.
Конфликт между ними связан с тем, что Дуглас плохо верит на слово. Пять лет назад Лили притворилась, что у нее роман с другим, чтобы возбудить в нем ревность (насколько серьезно выглядел этот притворный роман, не уточняется). И преуспела намного больше, чем хотела бы: Дуглас отнесся к этому со смертельной серьезностью и молча, не слушая никаких объяснений, с ней порвал. Лили была так неприятно поражена, что от огорчения пошла в элитные проститутки (!).
Уже на этом месте становится как-то странно.
Теперь они снова встретились, между ними разгораются прежние чувства, он уже стыдится того, что тогда ей не поверил... и тут бац! - на поезд напали, то-се, и вот уже Дуглас в плену, ему грозит участь хуже смерти, и спасти его Лили может только одним способом: предложить себя в любовницы китайскому полевому командиру. В качестве выкупа.
Это происходит частично у Дугласа на глазах; и, хоть выкуп там впрямую и не обсуждается - но выглядит и звучит все так, что и слепоглухонемой идиот без труда понял бы, что происходит.
Но Дуглас не понимает. Он уверен, что вот только что Лили висла у него на шее и признавалась в любви, а теперь идет в содержанки к бандиту, потому что она такая противоречивая вся.
Бандита убили, идти в содержанки не пришлось - и дальше начинается классическое мазохистское танго. Лили не хочет ничего объяснять. Она слишком гордая. Дуглас не хочет ни о чем спрашивать. Он тоже слишком гордый. А сам догадаться не может, потому что слишком тупой. Не выдержав, даже кто-то из персонажей ему говорит: "Да вы, батенька, круглый дурак!"
И так до конца фильма. В конце он все-таки себя переламывает, подходит к Лили и говорит: "Я не буду спрашивать, зачем ты хотела остаться с тем бандитом. Мне вообще не интересно. Я тебе верю!" На лице у него при этом написано: "Наверняка ты там перетрахалась со всей китайской дивизией, но я промолчу, буду выше этих грязных подозрений!" Объятия, поцелуй, The End.
Что-то мне не кажется, что их ждет долгое счастливое будущее.
"Доктор Джекилл и мистер Хайд", 1931 год
о чем это
Ну, натурально, про доктора Джекилла и мистера Хайда! Кто же их не знает?
как это
А вот этот фильм очень понравился!
Странное тогда было время для фильмов ужасов, непоследовательное. "Дракулу" американская цензура совершенно обеззубила, а вот "Уродцы", которые и сейчас шок-контент не для слабонервных, цензуру прошли спокойно.
"Джекилл и Хайд", имхо, находится в области золотой середины. Это фильм без шок-контента - но и совсем не "приглаженный", серьезный, многоплановый, в некоторых моментах тяжелый. спойлерС плохим концом - тоже не очень характерно для того времени.
Создатели фильма понимают историю бедного доктора вполне по-фрейдистски. Раздвоение Джекилла связано в первую очередь с сексом, и лишь во вторую - с агрессией. Доктор любит чистой возвышенной любовью свою невесту Мюриэл, тоже девушку чистую и возвышенную. Но свадьба все откладывается, а телесные потребности дают о себе знать, и случайно встреченная соблазнительная певичка из мюзик-холла никак не идет из головы... и вот однажды, в особенно одинокий и дождливый осенний вечер, Джекилл выпивает свою скляночку - и, избавившись от "химеры совести", в образе Хайда отправляется развлекаться с певичкой.
спойлерыХайд оказывается не только распутником, но и тираном, и садистом. Сделав бедную певичку Айви своей содержанкой (на деньги Джекилла, разумеется), он издевается над ней, как только может, превращает ее в совершенно забитое и замордованное существо, и в конце концов убивает.
А Джекилл - добрый благородный Джекилл, никогда в жизни не поднимавший руку на женщину - все это время прекрасно понимает, что происходит. Быть может, в образе Джекилла он помнит то, что делал Хайд, смутно и без подробностей - но в общих чертах, несомненно, помнит. И... ничего не делает. И продолжает при любой возможности превращаться в Хайда. До тех пор, пока Хайд не начинает овладевать им уже сам, без его желания и в любую удобную для себя минуту.
Очень сильный момент - когда Айви приходит к Джекиллу просить защиты от Хайда. А он со сложным лицом слушает ее рыдания и жалобы, потом пытается от нее откупиться и обещает, что Хайд ее больше не тронет - и, разумеется, в тот же день нарушает обещание. Это, быть может, уже метафора не столько психологическая, сколько социальная - метафора обращения "власть имущих" с бедными и бесправными.
В этом фильме, где очень четко видно, что Хайд - не "роковое проклятие" Джекилла, не другая личность, случайно вынужденная делить с Джекиллом одно тело, а именно его собственный выбор - благородный и интеллигентный Джекилл, которому в начале фильма очень симпатизируешь, постепенно начинает вызывать еще большее омерзение, чем сам Хайд. Хайд - просто откровенный, незамысловатый скот. А Джекилл - человек, который знает о Хайде, потворствует Хайду, финансирует его, покрывает - и сам остается чистеньким.
Это действительно очень сильно - и мне кажется (хотя не так хорошо помню), что в оригинале, у Стивенсона, этой мысли не было.
Добавлю отличную игру Джекилла-Хайда, потрясающую "обезьянью" пластику и ужимки Хайда. Когда он ближе к концу начинает скакать по стенам и чуть ли не по потолку - это просто класс!
Словом, посмотреть стоит.
"Ребекка"
"Ребекка" (1940 год)
Вот я и добралась до этого знаменитого фильма.
Юная девушка "из простых", имени которой мы так и не узнаем, знакомится на курорте с богатым вдовцом Максимилианом де Винтером и скоропалительно выходит за него замуж.
Но с этого "счастливого конца" настоящая история Золушки только начинается. Теперь новой миссис де Винтер предстоит жить в прекрасном, но холодном и неуютном замке, играть роль хозяйки поместья, командовать армией слуг, которые смотрят на нее то ли с презрением, то ли с жалостью. А главное - постоянно подспудно соперничать с покойной женой Максима, Ребеккой, которая, кажется, абсолютно во всем ее превосходила. Но и это только начало: дальше героине предстоит узнать страшную тайну и сделать выбор...
Вот тут, к сожалению, фильм и зафейлил. Страшную тайну слили.
((
[дальше спойлеры!!!]
спойлеры-спойлеры!С формальной, т.с., точки зрения фильм очень хорош! А как же иначе - это Хичкок. Режиссура, съемки, актеры - все безупречно.
Но меня он скорее разочаровал. Т.к. это экранизация романа Дафны Дюморье - и вот, самое интересное, что было в романе, из фильма вымарали!
[спойлеры, я предупредила!]
Все эти страдания оттого, что "золушка" чувствует себя не на своем месте, соперничество с мертвой женой, злодейка-домоправительница, нездорово преданная Ребекке - все это, на мой взгляд, не очень интересно. Действительно интересен Максим и его тайна. И выбор героини.
Сюжет известный, классический: чистая юная девушка заводит роман / выходит замуж за мужчину намного старше - а у него, оказывается, тяжелое прошлое и страшная тайна на душе. Но _такая_ тайна в этом сюжете, пожалуй, появляется впервые.
Дело в том, что в романе-то мегаспойлер!!!Максим Ребекку убил.
И это, на мой взгляд, главная тема книги: как героиня, светлая наивная девочка, безоглядно влюбленная в мужа, в один прекрасный день узнает, что ее муж убийца.
Да, его жена была ужасная женщина, женщина-нарцисс, и сама его спровоцировала (впрочем, обо всем этом мы знаем только с его слов, а он здесь вряд ли надежный свидетель). Да, теперь он страдает и раскаивается - это правда, это героиня видит своими глазами. Но тем не менее. Он убил свою жену. Ее любимый муж - убийца. И теперь ей решать, что с этим делать.
Она решает остаться на стороне мужа, защищать его и покрывать. Правильный выбор? Автор ответа не дает. Решать нам.
Я вот не уверена, что поступила бы иначе.
Но так же не уверена, что вторая жена доживет до старости. Максим не особенно похож на маньяка - но кое-какие тревожные звоночки в его поведении есть. Он любит командовать, гневлив, может "выйти из себя". И есть сильное ощущение, что с Ребеккой все было не совсем так, как он рассказывает. Как минимум, ее злокозненность он преувеличил. Изначально героиня стремилась заменить мужу Ребекку - но что произойдет, если она _действительно_ ее заменит?
Так вот, в фильме ничего этого нет.
(((
Чертов Кодекс Хейса! Моральная цензура, запрещавшая оставлять на экране преступление безнаказанным. А то вдруг, понимаешь, незрелая молодежь насмотрится и пойдет потрошить жен направо и налево!
В фильме смерть Ребекки - несчастный случай, а Максим виновен только в том, что испугался обвинения в убийстве, запаниковал и избавился от трупа.
Соответственно, исчезает неоднозначность, исчезает выбор, и вся история превращается в красивую, отлично снятую, но пустую мелодраму.
То же самое, кстати, произошло с другим фильмом Хичкока, "Подозрение", тоже экранизацией романа.
В романе - до самого конца остается непонятным, убийца муж или нет, и финал не только неоднозначен, но и открыт. В фильме - торопливый и натужный хэппи-энд: нет, нет, никого Джонни не убивал, это все случайные совпадения!
Нельзя же, в самом деле, с экрана задавать вопрос: "А что ты станешь делать, если узнаешь, что твой близкий и любимый человек сделал что-то очень дурное?" Да еще и не давать ответа, а заставлять зрителей думать самостоятельно! Опасно это - думать самим. Опять же, подрыв семейных ценностей - предполагать, что муж, глава семьи, может оказаться плохим человеком. А если это увидят дети?
Впрочем, и от фильма "Ребекка" кое-какая польза была. Я поняла наконец, почему у героини нет имени. Она - "зеркало" Ребекки, у которой есть имя, но нет лица. И жизни тоже нет.
Ребекка названа и определена, ее история закончена - а перед безымянной героиней бесконечное множество возможностей, и с ней еще может произойти все что угодно.
"Шанхайский экспресс", 1932 год
о чем это
Поезд идет из Пекина в Шанхай по стране, охваченной гражданской войной. В вагоне первого класса собрались путешественники-европейцы: среди них - прославленная дама полусвета по прозвищу Шанхайская Лилия (Марлен Дитрих) и военный врач, когда-то бывший ее женихом (Клайв Брук). Пять лет назад они разошлись, но чувства их не остыли - но теперь столкновение с ужасами войны и анархии подвергнет их любовь суровому испытанию...
как это
К сожалению, не понравилось совсем. Несмотря даже на красавицу Марлен и потрясающую работу оператора.
Не понравилось из-за сюжета.
спойлерыВо-первых, первая треть фильма настраивает на сюжет типа "в поезде собрались разные люди, все они (или, как минимум, многие) - не те, кем кажутся, и сейчас нам расскажут их истории". Но это происходит очень-очень скомканно, и дальше внимание полностью сосредотачивается на истории Дугласа и Лили.
А история Дугласа и Лили какая-то, сорри, идиотская - в худших традициях дамских романов.
Конфликт между ними связан с тем, что Дуглас плохо верит на слово. Пять лет назад Лили притворилась, что у нее роман с другим, чтобы возбудить в нем ревность (насколько серьезно выглядел этот притворный роман, не уточняется). И преуспела намного больше, чем хотела бы: Дуглас отнесся к этому со смертельной серьезностью и молча, не слушая никаких объяснений, с ней порвал. Лили была так неприятно поражена, что от огорчения пошла в элитные проститутки (!).
Уже на этом месте становится как-то странно.
Теперь они снова встретились, между ними разгораются прежние чувства, он уже стыдится того, что тогда ей не поверил... и тут бац! - на поезд напали, то-се, и вот уже Дуглас в плену, ему грозит участь хуже смерти, и спасти его Лили может только одним способом: предложить себя в любовницы китайскому полевому командиру. В качестве выкупа.
Это происходит частично у Дугласа на глазах; и, хоть выкуп там впрямую и не обсуждается - но выглядит и звучит все так, что и слепоглухонемой идиот без труда понял бы, что происходит.
Но Дуглас не понимает. Он уверен, что вот только что Лили висла у него на шее и признавалась в любви, а теперь идет в содержанки к бандиту, потому что она такая противоречивая вся.
Бандита убили, идти в содержанки не пришлось - и дальше начинается классическое мазохистское танго. Лили не хочет ничего объяснять. Она слишком гордая. Дуглас не хочет ни о чем спрашивать. Он тоже слишком гордый. А сам догадаться не может, потому что слишком тупой. Не выдержав, даже кто-то из персонажей ему говорит: "Да вы, батенька, круглый дурак!"
И так до конца фильма. В конце он все-таки себя переламывает, подходит к Лили и говорит: "Я не буду спрашивать, зачем ты хотела остаться с тем бандитом. Мне вообще не интересно. Я тебе верю!" На лице у него при этом написано: "Наверняка ты там перетрахалась со всей китайской дивизией, но я промолчу, буду выше этих грязных подозрений!" Объятия, поцелуй, The End.
Что-то мне не кажется, что их ждет долгое счастливое будущее.
"Доктор Джекилл и мистер Хайд", 1931 год
о чем это
Ну, натурально, про доктора Джекилла и мистера Хайда! Кто же их не знает?
как это
А вот этот фильм очень понравился!
Странное тогда было время для фильмов ужасов, непоследовательное. "Дракулу" американская цензура совершенно обеззубила, а вот "Уродцы", которые и сейчас шок-контент не для слабонервных, цензуру прошли спокойно.
"Джекилл и Хайд", имхо, находится в области золотой середины. Это фильм без шок-контента - но и совсем не "приглаженный", серьезный, многоплановый, в некоторых моментах тяжелый. спойлерС плохим концом - тоже не очень характерно для того времени.
Создатели фильма понимают историю бедного доктора вполне по-фрейдистски. Раздвоение Джекилла связано в первую очередь с сексом, и лишь во вторую - с агрессией. Доктор любит чистой возвышенной любовью свою невесту Мюриэл, тоже девушку чистую и возвышенную. Но свадьба все откладывается, а телесные потребности дают о себе знать, и случайно встреченная соблазнительная певичка из мюзик-холла никак не идет из головы... и вот однажды, в особенно одинокий и дождливый осенний вечер, Джекилл выпивает свою скляночку - и, избавившись от "химеры совести", в образе Хайда отправляется развлекаться с певичкой.
спойлерыХайд оказывается не только распутником, но и тираном, и садистом. Сделав бедную певичку Айви своей содержанкой (на деньги Джекилла, разумеется), он издевается над ней, как только может, превращает ее в совершенно забитое и замордованное существо, и в конце концов убивает.
А Джекилл - добрый благородный Джекилл, никогда в жизни не поднимавший руку на женщину - все это время прекрасно понимает, что происходит. Быть может, в образе Джекилла он помнит то, что делал Хайд, смутно и без подробностей - но в общих чертах, несомненно, помнит. И... ничего не делает. И продолжает при любой возможности превращаться в Хайда. До тех пор, пока Хайд не начинает овладевать им уже сам, без его желания и в любую удобную для себя минуту.
Очень сильный момент - когда Айви приходит к Джекиллу просить защиты от Хайда. А он со сложным лицом слушает ее рыдания и жалобы, потом пытается от нее откупиться и обещает, что Хайд ее больше не тронет - и, разумеется, в тот же день нарушает обещание. Это, быть может, уже метафора не столько психологическая, сколько социальная - метафора обращения "власть имущих" с бедными и бесправными.
В этом фильме, где очень четко видно, что Хайд - не "роковое проклятие" Джекилла, не другая личность, случайно вынужденная делить с Джекиллом одно тело, а именно его собственный выбор - благородный и интеллигентный Джекилл, которому в начале фильма очень симпатизируешь, постепенно начинает вызывать еще большее омерзение, чем сам Хайд. Хайд - просто откровенный, незамысловатый скот. А Джекилл - человек, который знает о Хайде, потворствует Хайду, финансирует его, покрывает - и сам остается чистеньким.
Это действительно очень сильно - и мне кажется (хотя не так хорошо помню), что в оригинале, у Стивенсона, этой мысли не было.
Добавлю отличную игру Джекилла-Хайда, потрясающую "обезьянью" пластику и ужимки Хайда. Когда он ближе к концу начинает скакать по стенам и чуть ли не по потолку - это просто класс!
Словом, посмотреть стоит.
"Ребекка"
"Ребекка" (1940 год)
Вот я и добралась до этого знаменитого фильма.
Юная девушка "из простых", имени которой мы так и не узнаем, знакомится на курорте с богатым вдовцом Максимилианом де Винтером и скоропалительно выходит за него замуж.
Но с этого "счастливого конца" настоящая история Золушки только начинается. Теперь новой миссис де Винтер предстоит жить в прекрасном, но холодном и неуютном замке, играть роль хозяйки поместья, командовать армией слуг, которые смотрят на нее то ли с презрением, то ли с жалостью. А главное - постоянно подспудно соперничать с покойной женой Максима, Ребеккой, которая, кажется, абсолютно во всем ее превосходила. Но и это только начало: дальше героине предстоит узнать страшную тайну и сделать выбор...
Вот тут, к сожалению, фильм и зафейлил. Страшную тайну слили.

[дальше спойлеры!!!]
спойлеры-спойлеры!С формальной, т.с., точки зрения фильм очень хорош! А как же иначе - это Хичкок. Режиссура, съемки, актеры - все безупречно.
Но меня он скорее разочаровал. Т.к. это экранизация романа Дафны Дюморье - и вот, самое интересное, что было в романе, из фильма вымарали!
[спойлеры, я предупредила!]
Все эти страдания оттого, что "золушка" чувствует себя не на своем месте, соперничество с мертвой женой, злодейка-домоправительница, нездорово преданная Ребекке - все это, на мой взгляд, не очень интересно. Действительно интересен Максим и его тайна. И выбор героини.
Сюжет известный, классический: чистая юная девушка заводит роман / выходит замуж за мужчину намного старше - а у него, оказывается, тяжелое прошлое и страшная тайна на душе. Но _такая_ тайна в этом сюжете, пожалуй, появляется впервые.
Дело в том, что в романе-то мегаспойлер!!!Максим Ребекку убил.
И это, на мой взгляд, главная тема книги: как героиня, светлая наивная девочка, безоглядно влюбленная в мужа, в один прекрасный день узнает, что ее муж убийца.
Да, его жена была ужасная женщина, женщина-нарцисс, и сама его спровоцировала (впрочем, обо всем этом мы знаем только с его слов, а он здесь вряд ли надежный свидетель). Да, теперь он страдает и раскаивается - это правда, это героиня видит своими глазами. Но тем не менее. Он убил свою жену. Ее любимый муж - убийца. И теперь ей решать, что с этим делать.
Она решает остаться на стороне мужа, защищать его и покрывать. Правильный выбор? Автор ответа не дает. Решать нам.
Я вот не уверена, что поступила бы иначе.
Но так же не уверена, что вторая жена доживет до старости. Максим не особенно похож на маньяка - но кое-какие тревожные звоночки в его поведении есть. Он любит командовать, гневлив, может "выйти из себя". И есть сильное ощущение, что с Ребеккой все было не совсем так, как он рассказывает. Как минимум, ее злокозненность он преувеличил. Изначально героиня стремилась заменить мужу Ребекку - но что произойдет, если она _действительно_ ее заменит?
Так вот, в фильме ничего этого нет.

Чертов Кодекс Хейса! Моральная цензура, запрещавшая оставлять на экране преступление безнаказанным. А то вдруг, понимаешь, незрелая молодежь насмотрится и пойдет потрошить жен направо и налево!
В фильме смерть Ребекки - несчастный случай, а Максим виновен только в том, что испугался обвинения в убийстве, запаниковал и избавился от трупа.
Соответственно, исчезает неоднозначность, исчезает выбор, и вся история превращается в красивую, отлично снятую, но пустую мелодраму.

То же самое, кстати, произошло с другим фильмом Хичкока, "Подозрение", тоже экранизацией романа.
В романе - до самого конца остается непонятным, убийца муж или нет, и финал не только неоднозначен, но и открыт. В фильме - торопливый и натужный хэппи-энд: нет, нет, никого Джонни не убивал, это все случайные совпадения!
Нельзя же, в самом деле, с экрана задавать вопрос: "А что ты станешь делать, если узнаешь, что твой близкий и любимый человек сделал что-то очень дурное?" Да еще и не давать ответа, а заставлять зрителей думать самостоятельно! Опасно это - думать самим. Опять же, подрыв семейных ценностей - предполагать, что муж, глава семьи, может оказаться плохим человеком. А если это увидят дети?
Впрочем, и от фильма "Ребекка" кое-какая польза была. Я поняла наконец, почему у героини нет имени. Она - "зеркало" Ребекки, у которой есть имя, но нет лица. И жизни тоже нет.
Ребекка названа и определена, ее история закончена - а перед безымянной героиней бесконечное множество возможностей, и с ней еще может произойти все что угодно.
@темы: кино