"Призрак Оперы" 2004 года, киномюзикл
Понравилось:
- музыка, разумеется. Замечательная, классическая музыка Ллойда-Вебера.
- очень-очень красиво и богато все снято. Праздник для глаз - и для сердец юных дев.
Не понравилось (и того, что не понравилось, к сожалению, намного больше):
- Сама история Призрака Оперы - она, конечно... как бы сказать повежливее... фантасмагорична. Хотя это не к фильму претензия, а к первоисточнику. Сюжет первоисточника столь своеобразен, что во всех экранизациях его еще сильно переделывают и смягчают. Загадка, конечно, почему эта бредовая история приобрела такую популярность.
- Очень длинно - и, пожалуй, неоправданно длинно. Вставки из ХХ века с престарелым виконтом совсем лишние.
- МИСКАСТИНГ!
Вот тут какой-то ужас.
Что Призрак, что Кристина.
С Кристиной история такая. В первых кадрах мы видим двух юных дев: и одна из них - такая ангел-блондиночка, очаровательная, хрупкая, с совсем детским личиком, с огромными наивными глазами! На Бет Грин очень похожа, кстати А вторая похуже выглядит. "Ага, - думаю я, - очевидно, это Кристина с подругой!" Ну да, ну да. Кристиной оказалась та, что похуже.
Жаль это говорить, но Кристина - Эмма Россум не очень хороша собой, особой одухотворенности в ней не ощущается, а когда она изображает зачарованность Призраком, то лицо у нее делается дебильное.
Но она хотя бы нормально поет.
А у Призрака все совсем плохо.
Как всем известно, у Призрака Оперы есть два отличительных свойства. Во-первых, у него волшебный чарующий голос. Во-вторых, дико страшное грызло, которого он стесняется и прячет под маской. И то, и другое в превосходной степени. Т.е. никакая стеснительность в этих двух вопросах неуместна, и переборщить тут невозможно.
Джерард Батлер - Призрак из мюзикла - лишен и того, и другого.
Во-первых, изуродовано у него только пол-лица. И на вторую половину он жизнерадостный красавчик-мачо. А когда с него наконец срывают маску... ну... да, у него что-то с правой половиной лица. То ли ожог, то ли кожная болезнь какая-то. Но никакого ужаса-ужаса там нет. Ничего такого, что заставляло бы людей с криком разбегаться, дам падать в обморок, а злых цыган - показывать маленького Призрака за деньги на ярмарках. Он выглядит больным и несчастным, но страшным не выглядит совсем. И особенно странно выглядит, что Кристина срывает с него маску на сцене, и тут весь зрительный зал в ужасе вскакивает - хотя вообще-то из зала там просто ничего невозможно разглядеть.
Но и это бы еще ладно. Ну да, Шумахер снимал не фильм ужасов, а мюзикл для девочек, и хотел, чтобы его Призрака полюбили юные зрительницы, поэтому Призрак у него вегетарианский во всех отношениях (хотя людишек таки мочит, но как-то вскользь и без удовольствия). Но, блин, он еще и не умеет петь!
Кристина нормально поет, Рауль поет хорошо, вообще все там более или менее нормально поют, кроме самого Призрака.
Голос у него абсолютно не "оперный". И, пожалуй, даже для эстрадного слабоват. Он все время форсирует голос, хрипит; чувствуется, что ему тяжело, и что партии Призрака вообще-то не для него написаны. И ни мощи, ни выразительности, ни очарования - в общем, ничего из того, что должно быть, в его пении совсем нет.
Видеоиллюстрации:
(Снятие маски происходит в самом конце.)
"Призрак Оперы" 1989 года сФредди Крюгером Робертом Энглундом
А вот это, товарищи, Призрак здорового человека!
Ну, точнее, как... Относительно здорового. Он, т.с., перекошен в другую сторону. Это именно ужастик - и классический ужастик 1980-х, с жестокими убийствами, кровищщей и неприятными физиологическими подробностями. Не случайно туда Энглунда пригласили. Впрочем, в этом фильме мы внезапно видим, что Энглунд умеет не только махать когтями и сипло демонически ржать, но и играть - и играть хорошо.
Здесь все довольно сильно поменялось, и сильнее всего - сама история Призрака.
Эрик Дестлер был талантливым композитором, влюбленным в музыку, и в то же время психопатом и маньяком-убийцей (здесь, впрочем, нет полной ясности - когда именно он стал маньяком). Но с музыкой у него не ладилось. Своего "Дон Жуана" он никак не мог дописать, известности добиться тоже не мог - и в конце концов продал душу дьяволу за то, чтобы писать музыку, которой все будут восхищаться. За это, сказал он, я готов отдать все что угодно. "Хорошо, - ответил дьявол, - твою музыку будут любить все, кто ее услышит - а вот тебя самого никто никогда не полюбит!" И с этими словами страшно обезобразил ему лицо. Содрал кожу и еще разные изменения внес.
После этого Эрик ушел в подполье. Живет он теперь в подвале Лондонского оперного театра (здесь действие перенесено в Лондон) в компании крыс, а если выходит наружу, то обычно чтобы кого-нибудь убить. Он приноровился резать людей, сдирать с них кожу и пришивать к своему обезображенному лицу - и таким манером становится несколько похож на человека. Но чужая кожа быстро начинает гнить, отторгается, и ее приходится возобновлять. Кроме того, он убивает людей просто потому, что это весело и помогает отвлечься от размышлений о своей горестной судьбе.
А еще он любит Кристину. Она - его вдохновение, он учит ее музыке, благодаря ей он смог наконец дописать "Дон Жуана"... и убивает всех, кто встает на ее пути к славе... и хочет, чтобы она вечно принадлежала ему. Физически. Прямо в подвале с крысами.
С Кристиной история примерно как в оригинале - с той только разницей, что Призрак здесь куда суровее: в конце концов он и ее жениха убивает у нее на глазах, и ее саму едва не насилует; а она тоже не промах и достаточно активно от него отбивается. Кроме того, есть пролог и эпилог в современности, из которых видно, что эта история продолжается в веках, и Призрак преследует Кристину (или ее реинкарнации) вечно.
Конечно, у меня специфические вкусы: не всем нравится, когда на экране хлещет кровь ведрами и бесперечь с кого-то сдирают кожу. Кто не любитель ужастиков - возможно, скажет, что с этим авторы переборщили. Но мне очень зашло!
Прежде всего, зашел сам Призрак-Энглунд.
У него неожиданно глубокий, выразительный, действительно чарующий голос. Петь его здесь не заставляли (но ему и не надо, здесь он композитор, а не певец) - но разговаривал очень впечатляюще.
У него по жизни специфическая внешность. От канонов красоты он, прямо скажем, крайне далек - не зря играет в основном монстров - но в типаж одержимого гения ложится отлично.
Его уродству создатели фильма уделили очень много времени и внимания, подошли к этому вопросу очень обстоятельно. На съемках он носил сложнейший многослойный грим. Его изуродованное лицо - это, можно сказать, почти что отдельный персонаж; мы видим его в самых разных видах и степенях процесса, в зависимости от того, что и где там отслаивается. В какой-то момент выясняется, что и волосы у него не свои, и челюсть вставная (и вот это, пожалуй, было уже лишнее!) Когда он все-таки с волосами и с челюстью, то чуть более привлекателен и очень напоминает вампира Раду из франшизы "Подвиды", начавшейся примерно в то же время. Сильнее ухудшаясь - становится похож на Фрэнка из "Восставшего из Ада". А выходя в свет, заматывает лицо платком, надвигает на глаза шляпу... и тут зрители вскакивают с криком: "Фреддичка, а где же твои когти?"
В костюме Красной Смерти он тоже очень хорош.
И характер у него правильный. Конечно, не особо глубоко прописанный, это все-таки ужастик. Но здесь Эрик не мальчик с трудной судьбой, а именно монстр, безумный и опасный. И то, что у него есть и человеческая сторона, что он любит музыку и Кристину, придает ему некоторую трогательность, но по сути ничего не меняет.
Понравилась и Кристина. Она здесь - не трепетный ангел, а вполне земная девушка; и, при всей своей молодости и невинности, хорошо соображает и вполне эффективно от Призрака отбивается.
Понравилась и музыкальная тема - ария из оперы Призрака. Она не из мюзикла, написана специально для фильма, и звучит вполне уместно и на уровне.
Понравилась и тема "темного викторианского Лондона" - с притонами, проститутками, бандитами и т.д.; этого показывали не очень много, но сама тема была.
Полицейские из Скотланд-Ярда, гоняющиеся за Призраком, тоже были хороши.
Не понравилось, что очень уж многое осталось непроясненным в сюжете. Эрик уже был маньяком-убийцей - или стал им после того, как лишился лица? И во что он, собственно, превратился после того, как лишился лица? С одной стороны - он живет очень долго, обладает сверхъестественной силой и быстротой, его, по-видимому, невозможно убить (только если уничтожить партитуру его оперы... но в конце мы видим, что и это не работает). С другой - ведет себя как человек, испытывает боль, плотские желания и даже, пардон, пользуется услугами проституток. С перекидыванием в ХХ век тоже непонятно: Кристина тогда и Кристина сейчас - это один и тот же человек, реинкарнация или что?
И, по ходу, у меня сложилось впечатление, что дьявол своего обещания не выполнил. Можно пересмотреть и уточнить, чего именно просил Эрик - но знаменитым и всеми любимым композитором он точно не стал.
С другой стороны, это жанровая особенность тогдашних ужастиков. Если нынешние сценаристы вообще ни о чем не думают - у тогдашних определенно какая-то общая концепция в голове всегда была, но большая часть ее оставалась за кадром. Т.е. здесь нет ощущения, что авторы противоречат себе - скорее, ощущение, что полной картины мы не видим.
Видеоиллюстрации:
Ария:
Клип на музыку из мюзикла:
"Призрак Оперы" 1998 года Дарио Ардженто с Джулианом Сэндзом
Этот вариант во мне возбуждал большие надежды - потому что и Ардженто, и Сэндз, и к тому же в этой версии Призрак Оперы тесно связан с крысами, а это я всегда одобряю.

Но надежды совершенно не оправдались. Худшая версия пока что.
Ардженто отошел от оригинального сюжета очень сильно. Я уже говорила о двух основных свойствах Призрака. Ардженто его сознательно лишил обоих. У него Призрак - красавец, а вот музыкой не занимается. Точнее, музыку любит как слушатель (и умеет играть), но сам ее не пишет и Кристину музыке не учит.
Это, пожалуй, главный недостаток фильма: из него совершенно исчезла Музыка как тема и как полноценная "героиня". Исчезла и тема искусства, и духовная связь между Кристиной и Призраком. Остался пошловатый эротический триллер.
Вместо музыки у Призрака появились другие интересы. Говорят, у нас на кассетах в 1990-е этот фильм выходил под названием: "Призрак Оперы 2: Крысиный Король" - название отражает суть.
История, короче, такая. Младенца, будущего Призрака, родители выбросили в канализацию (без причин и объяснений). Но там его нашли крысы и спасли! И вырастили.
(Тут мне сразу вспомнился тот товарищ из Готэма, которого воспитали пингвины. Да и вообще в комиксах было немало аналогичных случаев.)
Вырос младенец в красавца Сэндза в длинном белокуром парике. Обзавелся чорным-чорным плащом, сексуальными рубашечками и облегающими кожаными штанами. Странным образом, крысы не только научили его говорить, но и дали высшее образование. Вышел из него человек интеллигентный, тонко чувствующий, к тому же владеющий телепатией и гипнозом.
Но в то же время он считает себя крысой, а людей ненавидит (потому что они убивают крыс), и с теми, кто забредает к нему в катакомбы, расправляется всякими зверскими способами. Особенно любит кому-нибудь что-нибудь отгрызть.
Ну хорошо, допустим. Не будем задавать вопросов, на которые все равно не услышим ответы, примем все это как данность. Такой вот Крысиный Король, ок. В конце концов, мне же очень нравится идея Крысиного Короля как романтического героя! И Сэндз тоже очень нравится! А уж вместе...
Но увы.
Сэндз совсем не напрягается в этом фильме. За полтора часа один (1) был момент, когда у него изменилось выражение лица. А так, видимо, ему режиссер сказал: "Ты просто ходи, сверкай глазами, мотай белокурым париком, иногда показывай свой голый торс, ну и хватит с них".
Но настоящее горе и беда - это Кристина. На эту роль Ардженто взял свою дочь Азию. Семейственность - зло.
Внешность у нее простецкая. С таким лицом хорошо в мексиканских сериалах играть. Что делают оперные певицы на сцене, она представляет себе плохо. Знает только, что надо широко открывать рот. А поет за нее профессиональная певица, и они плохо синхронизированы, так что Азия открывает рот не вовремя.
Играет она, честно сказать, тоже очень плохо.
Ни о какой любви к музыке или о родстве душ тут речи нет, трепетной невинной девы нет тоже - а есть глупенькая, пустая, истеричная и, сорри, слабая на передок девица. Которая, встретив Призрака, немедленно прыгает к нему в постель. И никак не может решить, кого же любит, его или Рауля - потому что Призрак загадочный и очень сексуальный, а Рауль зато богатый и хочет жениться.
Завершает картину Рауль и его удивительная внешность. Не во всяком мексиканском сериале можно встретить такую стремную харю!
Как дополнительные украшения - совершенно карикатурные Карлотта и Крысолов, с которым у Призрака идет что-то вроде вендетты.
Сюжет вроде бы драматический: Кристина мечется между двумя мужчинами, Призрак то зверствует, то проявляет внезапное благородство - но как-то все это выглядит механически и бездумно. Надо показать, что Призрак ужасный монстр? А пусть сходит девушке язык откусит. Надо показать, что он все же не чужд благородства? А пусть маленькую девочку от педофила спасет и по головке погладит. Надо, чтобы влюбился? Пусть отвешивает Кристине изысканные комплименты. Надо, чтобы показал свой тиранический нрав? А пусть ее хватает и начинает швырять туда-сюда! И все это как-то необъяснимо и бессмысленно.
Вроде бы Призрак хорошо знает людей и разбирается в том, как люди живут (откуда - другой вопрос). Но почему-то уверен, что после ночи любви Кристина бросит все и останется у него в подвале с крысами. Вопрос, как она будет с ним жить, если вообще-то крыс боится, не приходит ему в голову. Впрочем, ей тоже никакие вопросы в голову не приходят, и размышлениями там вообще никто себя не утруждает.
И даже финал, который задумывался как трогательный, выглядит дурацким, потому что он необъясним. Призрак, как положено, похищает Кристину прямо со сцены, Рауль бежит за ней, а за ними бегут полицейские. У подземного озера. где у Призрака привязана лодка, Рауль догоняет их, стреляет и ранит Призрака. Слышится топот полицейских. Тут Призрак вдруг говорит: "Они решат, что Кристина со мной заодно, и схватят ее - бегите, а я их задержу!" И Рауль с Кристиной садятся в лодку, а Призрак из последних сил начинает задерживать полицейских и гибнет в бою с ними.
Вот что за ерунда? С какой стати они станут задерживать Кристину? Все видели, что он уволок ее силой, и слышали, как она звала на помощь!
(Стоит добавить, что в объятиях у Призрака она звала Рауля, а когда появился Рауль и Призрака ранил, эта разносторонняя девушка с рыданиями бросилась к нему, и Раулю пришлось ее от Призрака силой оттаскивать.)
В общем, два светлых пятна в этой мрачной истории - внешность Сэндза (но только внешность!) и няшные дрессированные крысики.
Однако и тему крысиков Ардженто умудрился изгадить, ибо в одном месте он ясно намекает, что Призрак с ними, пардон, занимается сексом. Т.е. самого процесса мы не видим, но там явно это имеется в виду.
Много обнаженки, много кровищщи, кое-какая историческая бытовуха, в театре много крупных планов скучающих зрителей - и все это как-то бессмысленно.
Мелькают в кадре Гуно и Дега, но тоже никакой особой роли не играют.
А, еще, пожалуй, светлое пятно - приятный саундтрек от Морриконе.
И все.
Видеоиллюстрация (сорри, лучше нет):
Словом, фильм с Энглундом - пока что мой абсолютный фаворит.
Понравилось:
- музыка, разумеется. Замечательная, классическая музыка Ллойда-Вебера.
- очень-очень красиво и богато все снято. Праздник для глаз - и для сердец юных дев.
Не понравилось (и того, что не понравилось, к сожалению, намного больше):
- Сама история Призрака Оперы - она, конечно... как бы сказать повежливее... фантасмагорична. Хотя это не к фильму претензия, а к первоисточнику. Сюжет первоисточника столь своеобразен, что во всех экранизациях его еще сильно переделывают и смягчают. Загадка, конечно, почему эта бредовая история приобрела такую популярность.
- Очень длинно - и, пожалуй, неоправданно длинно. Вставки из ХХ века с престарелым виконтом совсем лишние.
- МИСКАСТИНГ!
Вот тут какой-то ужас.

С Кристиной история такая. В первых кадрах мы видим двух юных дев: и одна из них - такая ангел-блондиночка, очаровательная, хрупкая, с совсем детским личиком, с огромными наивными глазами! На Бет Грин очень похожа, кстати А вторая похуже выглядит. "Ага, - думаю я, - очевидно, это Кристина с подругой!" Ну да, ну да. Кристиной оказалась та, что похуже.
Жаль это говорить, но Кристина - Эмма Россум не очень хороша собой, особой одухотворенности в ней не ощущается, а когда она изображает зачарованность Призраком, то лицо у нее делается дебильное.

Но она хотя бы нормально поет.
А у Призрака все совсем плохо.
Как всем известно, у Призрака Оперы есть два отличительных свойства. Во-первых, у него волшебный чарующий голос. Во-вторых, дико страшное грызло, которого он стесняется и прячет под маской. И то, и другое в превосходной степени. Т.е. никакая стеснительность в этих двух вопросах неуместна, и переборщить тут невозможно.
Джерард Батлер - Призрак из мюзикла - лишен и того, и другого.
Во-первых, изуродовано у него только пол-лица. И на вторую половину он жизнерадостный красавчик-мачо. А когда с него наконец срывают маску... ну... да, у него что-то с правой половиной лица. То ли ожог, то ли кожная болезнь какая-то. Но никакого ужаса-ужаса там нет. Ничего такого, что заставляло бы людей с криком разбегаться, дам падать в обморок, а злых цыган - показывать маленького Призрака за деньги на ярмарках. Он выглядит больным и несчастным, но страшным не выглядит совсем. И особенно странно выглядит, что Кристина срывает с него маску на сцене, и тут весь зрительный зал в ужасе вскакивает - хотя вообще-то из зала там просто ничего невозможно разглядеть.
Но и это бы еще ладно. Ну да, Шумахер снимал не фильм ужасов, а мюзикл для девочек, и хотел, чтобы его Призрака полюбили юные зрительницы, поэтому Призрак у него вегетарианский во всех отношениях (хотя людишек таки мочит, но как-то вскользь и без удовольствия). Но, блин, он еще и не умеет петь!
Кристина нормально поет, Рауль поет хорошо, вообще все там более или менее нормально поют, кроме самого Призрака.
Голос у него абсолютно не "оперный". И, пожалуй, даже для эстрадного слабоват. Он все время форсирует голос, хрипит; чувствуется, что ему тяжело, и что партии Призрака вообще-то не для него написаны. И ни мощи, ни выразительности, ни очарования - в общем, ничего из того, что должно быть, в его пении совсем нет.

Видеоиллюстрации:
(Снятие маски происходит в самом конце.)
"Призрак Оперы" 1989 года с
А вот это, товарищи, Призрак здорового человека!
Ну, точнее, как... Относительно здорового. Он, т.с., перекошен в другую сторону. Это именно ужастик - и классический ужастик 1980-х, с жестокими убийствами, кровищщей и неприятными физиологическими подробностями. Не случайно туда Энглунда пригласили. Впрочем, в этом фильме мы внезапно видим, что Энглунд умеет не только махать когтями и сипло демонически ржать, но и играть - и играть хорошо.
Здесь все довольно сильно поменялось, и сильнее всего - сама история Призрака.
Эрик Дестлер был талантливым композитором, влюбленным в музыку, и в то же время психопатом и маньяком-убийцей (здесь, впрочем, нет полной ясности - когда именно он стал маньяком). Но с музыкой у него не ладилось. Своего "Дон Жуана" он никак не мог дописать, известности добиться тоже не мог - и в конце концов продал душу дьяволу за то, чтобы писать музыку, которой все будут восхищаться. За это, сказал он, я готов отдать все что угодно. "Хорошо, - ответил дьявол, - твою музыку будут любить все, кто ее услышит - а вот тебя самого никто никогда не полюбит!" И с этими словами страшно обезобразил ему лицо. Содрал кожу и еще разные изменения внес.
После этого Эрик ушел в подполье. Живет он теперь в подвале Лондонского оперного театра (здесь действие перенесено в Лондон) в компании крыс, а если выходит наружу, то обычно чтобы кого-нибудь убить. Он приноровился резать людей, сдирать с них кожу и пришивать к своему обезображенному лицу - и таким манером становится несколько похож на человека. Но чужая кожа быстро начинает гнить, отторгается, и ее приходится возобновлять. Кроме того, он убивает людей просто потому, что это весело и помогает отвлечься от размышлений о своей горестной судьбе.
А еще он любит Кристину. Она - его вдохновение, он учит ее музыке, благодаря ей он смог наконец дописать "Дон Жуана"... и убивает всех, кто встает на ее пути к славе... и хочет, чтобы она вечно принадлежала ему. Физически. Прямо в подвале с крысами.
С Кристиной история примерно как в оригинале - с той только разницей, что Призрак здесь куда суровее: в конце концов он и ее жениха убивает у нее на глазах, и ее саму едва не насилует; а она тоже не промах и достаточно активно от него отбивается. Кроме того, есть пролог и эпилог в современности, из которых видно, что эта история продолжается в веках, и Призрак преследует Кристину (или ее реинкарнации) вечно.
Конечно, у меня специфические вкусы: не всем нравится, когда на экране хлещет кровь ведрами и бесперечь с кого-то сдирают кожу. Кто не любитель ужастиков - возможно, скажет, что с этим авторы переборщили. Но мне очень зашло!
Прежде всего, зашел сам Призрак-Энглунд.
У него неожиданно глубокий, выразительный, действительно чарующий голос. Петь его здесь не заставляли (но ему и не надо, здесь он композитор, а не певец) - но разговаривал очень впечатляюще.
У него по жизни специфическая внешность. От канонов красоты он, прямо скажем, крайне далек - не зря играет в основном монстров - но в типаж одержимого гения ложится отлично.
Его уродству создатели фильма уделили очень много времени и внимания, подошли к этому вопросу очень обстоятельно. На съемках он носил сложнейший многослойный грим. Его изуродованное лицо - это, можно сказать, почти что отдельный персонаж; мы видим его в самых разных видах и степенях процесса, в зависимости от того, что и где там отслаивается. В какой-то момент выясняется, что и волосы у него не свои, и челюсть вставная (и вот это, пожалуй, было уже лишнее!) Когда он все-таки с волосами и с челюстью, то чуть более привлекателен и очень напоминает вампира Раду из франшизы "Подвиды", начавшейся примерно в то же время. Сильнее ухудшаясь - становится похож на Фрэнка из "Восставшего из Ада". А выходя в свет, заматывает лицо платком, надвигает на глаза шляпу... и тут зрители вскакивают с криком: "Фреддичка, а где же твои когти?"

В костюме Красной Смерти он тоже очень хорош.
И характер у него правильный. Конечно, не особо глубоко прописанный, это все-таки ужастик. Но здесь Эрик не мальчик с трудной судьбой, а именно монстр, безумный и опасный. И то, что у него есть и человеческая сторона, что он любит музыку и Кристину, придает ему некоторую трогательность, но по сути ничего не меняет.
Понравилась и Кристина. Она здесь - не трепетный ангел, а вполне земная девушка; и, при всей своей молодости и невинности, хорошо соображает и вполне эффективно от Призрака отбивается.
Понравилась и музыкальная тема - ария из оперы Призрака. Она не из мюзикла, написана специально для фильма, и звучит вполне уместно и на уровне.
Понравилась и тема "темного викторианского Лондона" - с притонами, проститутками, бандитами и т.д.; этого показывали не очень много, но сама тема была.
Полицейские из Скотланд-Ярда, гоняющиеся за Призраком, тоже были хороши.
Не понравилось, что очень уж многое осталось непроясненным в сюжете. Эрик уже был маньяком-убийцей - или стал им после того, как лишился лица? И во что он, собственно, превратился после того, как лишился лица? С одной стороны - он живет очень долго, обладает сверхъестественной силой и быстротой, его, по-видимому, невозможно убить (только если уничтожить партитуру его оперы... но в конце мы видим, что и это не работает). С другой - ведет себя как человек, испытывает боль, плотские желания и даже, пардон, пользуется услугами проституток. С перекидыванием в ХХ век тоже непонятно: Кристина тогда и Кристина сейчас - это один и тот же человек, реинкарнация или что?
И, по ходу, у меня сложилось впечатление, что дьявол своего обещания не выполнил. Можно пересмотреть и уточнить, чего именно просил Эрик - но знаменитым и всеми любимым композитором он точно не стал.
С другой стороны, это жанровая особенность тогдашних ужастиков. Если нынешние сценаристы вообще ни о чем не думают - у тогдашних определенно какая-то общая концепция в голове всегда была, но большая часть ее оставалась за кадром. Т.е. здесь нет ощущения, что авторы противоречат себе - скорее, ощущение, что полной картины мы не видим.
Видеоиллюстрации:
Ария:
Клип на музыку из мюзикла:
"Призрак Оперы" 1998 года Дарио Ардженто с Джулианом Сэндзом
Этот вариант во мне возбуждал большие надежды - потому что и Ардженто, и Сэндз, и к тому же в этой версии Призрак Оперы тесно связан с крысами, а это я всегда одобряю.


Но надежды совершенно не оправдались. Худшая версия пока что.

Ардженто отошел от оригинального сюжета очень сильно. Я уже говорила о двух основных свойствах Призрака. Ардженто его сознательно лишил обоих. У него Призрак - красавец, а вот музыкой не занимается. Точнее, музыку любит как слушатель (и умеет играть), но сам ее не пишет и Кристину музыке не учит.
Это, пожалуй, главный недостаток фильма: из него совершенно исчезла Музыка как тема и как полноценная "героиня". Исчезла и тема искусства, и духовная связь между Кристиной и Призраком. Остался пошловатый эротический триллер.
Вместо музыки у Призрака появились другие интересы. Говорят, у нас на кассетах в 1990-е этот фильм выходил под названием: "Призрак Оперы 2: Крысиный Король" - название отражает суть.
История, короче, такая. Младенца, будущего Призрака, родители выбросили в канализацию (без причин и объяснений). Но там его нашли крысы и спасли! И вырастили.
(Тут мне сразу вспомнился тот товарищ из Готэма, которого воспитали пингвины. Да и вообще в комиксах было немало аналогичных случаев.)
Вырос младенец в красавца Сэндза в длинном белокуром парике. Обзавелся чорным-чорным плащом, сексуальными рубашечками и облегающими кожаными штанами. Странным образом, крысы не только научили его говорить, но и дали высшее образование. Вышел из него человек интеллигентный, тонко чувствующий, к тому же владеющий телепатией и гипнозом.
Но в то же время он считает себя крысой, а людей ненавидит (потому что они убивают крыс), и с теми, кто забредает к нему в катакомбы, расправляется всякими зверскими способами. Особенно любит кому-нибудь что-нибудь отгрызть.
Ну хорошо, допустим. Не будем задавать вопросов, на которые все равно не услышим ответы, примем все это как данность. Такой вот Крысиный Король, ок. В конце концов, мне же очень нравится идея Крысиного Короля как романтического героя! И Сэндз тоже очень нравится! А уж вместе...
Но увы.
Сэндз совсем не напрягается в этом фильме. За полтора часа один (1) был момент, когда у него изменилось выражение лица. А так, видимо, ему режиссер сказал: "Ты просто ходи, сверкай глазами, мотай белокурым париком, иногда показывай свой голый торс, ну и хватит с них".
Но настоящее горе и беда - это Кристина. На эту роль Ардженто взял свою дочь Азию. Семейственность - зло.
Внешность у нее простецкая. С таким лицом хорошо в мексиканских сериалах играть. Что делают оперные певицы на сцене, она представляет себе плохо. Знает только, что надо широко открывать рот. А поет за нее профессиональная певица, и они плохо синхронизированы, так что Азия открывает рот не вовремя.
Играет она, честно сказать, тоже очень плохо.
Ни о какой любви к музыке или о родстве душ тут речи нет, трепетной невинной девы нет тоже - а есть глупенькая, пустая, истеричная и, сорри, слабая на передок девица. Которая, встретив Призрака, немедленно прыгает к нему в постель. И никак не может решить, кого же любит, его или Рауля - потому что Призрак загадочный и очень сексуальный, а Рауль зато богатый и хочет жениться.
Завершает картину Рауль и его удивительная внешность. Не во всяком мексиканском сериале можно встретить такую стремную харю!
Как дополнительные украшения - совершенно карикатурные Карлотта и Крысолов, с которым у Призрака идет что-то вроде вендетты.
Сюжет вроде бы драматический: Кристина мечется между двумя мужчинами, Призрак то зверствует, то проявляет внезапное благородство - но как-то все это выглядит механически и бездумно. Надо показать, что Призрак ужасный монстр? А пусть сходит девушке язык откусит. Надо показать, что он все же не чужд благородства? А пусть маленькую девочку от педофила спасет и по головке погладит. Надо, чтобы влюбился? Пусть отвешивает Кристине изысканные комплименты. Надо, чтобы показал свой тиранический нрав? А пусть ее хватает и начинает швырять туда-сюда! И все это как-то необъяснимо и бессмысленно.
Вроде бы Призрак хорошо знает людей и разбирается в том, как люди живут (откуда - другой вопрос). Но почему-то уверен, что после ночи любви Кристина бросит все и останется у него в подвале с крысами. Вопрос, как она будет с ним жить, если вообще-то крыс боится, не приходит ему в голову. Впрочем, ей тоже никакие вопросы в голову не приходят, и размышлениями там вообще никто себя не утруждает.
И даже финал, который задумывался как трогательный, выглядит дурацким, потому что он необъясним. Призрак, как положено, похищает Кристину прямо со сцены, Рауль бежит за ней, а за ними бегут полицейские. У подземного озера. где у Призрака привязана лодка, Рауль догоняет их, стреляет и ранит Призрака. Слышится топот полицейских. Тут Призрак вдруг говорит: "Они решат, что Кристина со мной заодно, и схватят ее - бегите, а я их задержу!" И Рауль с Кристиной садятся в лодку, а Призрак из последних сил начинает задерживать полицейских и гибнет в бою с ними.
Вот что за ерунда? С какой стати они станут задерживать Кристину? Все видели, что он уволок ее силой, и слышали, как она звала на помощь!
(Стоит добавить, что в объятиях у Призрака она звала Рауля, а когда появился Рауль и Призрака ранил, эта разносторонняя девушка с рыданиями бросилась к нему, и Раулю пришлось ее от Призрака силой оттаскивать.)
В общем, два светлых пятна в этой мрачной истории - внешность Сэндза (но только внешность!) и няшные дрессированные крысики.
Однако и тему крысиков Ардженто умудрился изгадить, ибо в одном месте он ясно намекает, что Призрак с ними, пардон, занимается сексом. Т.е. самого процесса мы не видим, но там явно это имеется в виду.
Много обнаженки, много кровищщи, кое-какая историческая бытовуха, в театре много крупных планов скучающих зрителей - и все это как-то бессмысленно.
Мелькают в кадре Гуно и Дега, но тоже никакой особой роли не играют.
А, еще, пожалуй, светлое пятно - приятный саундтрек от Морриконе.
И все.

Видеоиллюстрация (сорри, лучше нет):
Словом, фильм с Энглундом - пока что мой абсолютный фаворит.
@темы: кино
Шумахер, конечно, снял очень красивый фильм, но упростил все до безобразия. Непонятно, чего испугалась Кристина, у Батлера хотя бы фигура красивая. А ведь её, бедную, должно аццки плющить. Потому что Призрак не только одержимый маньяк, он, на минуточку, гениальный композитор и её учитель. А она примерно также гениальна в исполнении, как он в сочинении. С одной стороны, ну йолки йотунхеймские, это должна быть тяга к родной душе и к своему, который музыку любит и понимает, сам же научил любить и понимать, к тому, кто ходит в театр за музыкой и игрой, а не выгулять наряды с цацками и поглазеть на ножки балерин. А с другой, Кристина же отлично понимает, что Эрик убийца и с головой у него не все в порядке. И что, по большому счету, жива она только из-за его одержимости. Что будет после того, как она выйдет на сцену в Дон Жуане.... Короче, не хватило мне нормального диалога на равных. Кристина, конечно, юное дитя, но дитя талантливо и любящее музыку. А она здесь - четвёртый главный герой.
З. Ы. Лучшая Кристина для меня навеки Барбара Бонни. Только спектакля не было, а была запись дуэта вместе с Раулем. Но как поют, как поют, заразы... Закачаешься!
Мало того, что Эрик псих и убийца, так у него тараканы размером с лошадь! То есть все три качества по отдельности ещё относительное ничего, но вместе образуют бинго.
А есть же еще чуть ли не немой "Призрак оперы", очень духоподъемное кино. )