Продолжаем дни Дэвида Морисси в моей уютной днявочке.
И какой же он молодец, надо вам сказать! Все больше и больше мне нравится.
"Убийство в Восточном экспрессе" 2010 года с Дэвидом Суше
Здесь Морисси играет, довольно предсказуемо, полковника Арбэтнота.
Фильмы про Пуаро с Суше вообще очень хороши все, как класс. Но этого, кажется, я раньше не видела. Видела только экранизацию 1974 года - и она совсем не понравилась, показалась очень манерной и выделанной. А экранизация 2017 года, говорят, просто ужасна, смотреть невозможно - и, судя по странному виду тамошнего Пуаро, это так и есть.
Но экранизация 2010 года просто отличная!
Правда, она творческая. Она не воспроизводит книгу точь-в-точь. За полтора часа это было бы и невозможно: поэтому здесь, при сохранении сюжета, сильно сократили и спрессовали детективную линию и сделали акцент на том, что у Агаты Кристи есть, но звучит приглушенно и в буквальных экранизациях часто теряется. На моральной проблематике. Детектив превратился в драму, серьезную, даже мрачную, с религиозными мотивами - о конфликте человеческого правосудия и высшей справедливости.
Самое потрясающее то, что и сам Пуаро здесь - не статичный мудрец-всезнайка; он тоже переживает свою драму, страдает и сомневается в своей правоте. И в роли Пуаро-человека - не самодовольного, не комичного, а сомневающегося, измученного, борющегося с собой - Суше неописуемо прекрасен.
Замечательный Рэтчетт-Кассетти - действительно, воплощение зла в самом его низменном виде, человек, вызывающий инстинктивное отвращение.
Обстановка (занесенный снегом в диких полях поезд, в котором постепенно кончаются еда, вода, тепло...), динамика, дополнительные штрихи и детали, общая мрачная атмосфера, напоминающая любителям детективов, что убийство вообще-то дело серьезное и неприятное - не все как в книге, но все прекрасно.
Что касается двенадцати "присяжных", то они показаны совсем не так подробно, как в книге, и никто из них особенно не выделяется - может быть, за исключением шведки-миссионерки. Конечно, на Арбэтнота-Морисси хотелось бы посмотреть подольше и узнать о нем побольше. Но и так он выглядит вполне вхарактерно и достойно - а ближе к концу фильма у него есть и свой драматический момент, которого в книге не было.
Видеоиллюстрации
Кульминация:
(драматический момент с Морисси, начиная с 3:40)
"Карта смерти", она же "Клуб самоубийц", фильм 2000 года
Очень вольная экранизация Стивенсона.
Здесь Морисси, молодой и красивый - главный герой: викторианский джентльмен по имени Генри Джойс, решивший свести счеты с жизнью.
После смерти любимой жены он впал в глубокую депрессию и захотел умереть - но самостоятельно покончить с собой не хватало духу, поэтому вступил в Клуб Самоубийц. Клуб такой же, как у Стивенсона, за одним исключением: среди его членов есть молодая и красивая девушка. Она тоже пережила трагедию и теперь жаждет смерти. Увидев ее, мистер Джойс внезапно понимает, что умирать-то ему и не хочется! Но упс! - из Клуба Самоубийц выйти можно только одним способом...
Предыдущий фильм был чистый восторг, а этот произвел впечатление смешанное и не столь блестящее. На четверку с минусом.
С одной стороны, "темное викторианство" - это всегда хорошо. Первоисточник Стивенсона можно повернуть и в комическую сторону, и в серьезную; советские экранизаторы сделали из него однозначную комедию - а вот американцы пошли другим путем и сделали серьезный триллер. Пожалуй, это более уместно. В конце концов, самоубийство - тема мрачная, в том, чтобы быть суицидником, тоже ничего особо приятного нет, чего уж тут так веселиться. И замена скучающего принца Флоризеля на обычного человека, который всерьез выбирает, жить ему или умереть, и борется не только с Председателем, но и с собой - хорошее решение.
Однако, на мой взгляд, с мрачностью они сильно переборщили.
Начинается все весьма депрессивно. Потихоньку - по мере того, как к герою возвращается жажда жизни - действие начинает раскачиваться, набирать темп, становится определенно бодрее, герой начинает проявлять решительность и боевые качества; и ждешь уже, что закончится дело таким бодрым боевичком - что сейчас эти влюбленные, которым все равно жизнь не дорога, возьмут себя в руки и ка-а-ак разнесут весь Клуб к такой-то матери!.. Но спойлер хрен там. Финал на редкость безысходен. Кто остался в живых, те позавидовали мертвым.
То же и с самим главным героем.
С одной стороны, молодой Морисси красавчик! Т.е. он и в 50 лет, прямо скажем, очень неплох
; но в молодости был прямо вау! И играет хорошо.
Но очень уж его персонаж депрессивен и виктимен. Ну так нельзя.
Конечно, благородный джентльмен, вляпавшийся в такую историю, должен отличаться некоторой наивностью - но у него уже не наивность, это уже реально виктимность и лоховатость. А вот Губер на его месте не сплоховал бы!
Плюс некоторые сюжетные нелепости - когда герои вдруг начинают вести себя несообразно и с духом времени, и с собственным характером.
Больше всех мне там понравился Председатель. Председателя играет Джонатан Прайс (губернатор в "Пиратах Карибского моря" и Его Воробейшество в "Игре Престолов"); здесь он уже пожилой - но весьма, весьма колоритный и впечатляющий!
видеоиллюстрация
Однако, при всех этих недостатках, смотрела с огромным удовольствием. Как хороша все-таки английская классика! Что Восточный Экспресс, что Клуб Самоубийц - это уже какие-то вечные, бродячие сюжеты. Они вошли в число архетипов - мотивов, которым затрагивают в тебе что-то глубокое, и им радуешься при встрече, как старым друзьям.
"Наш общий друг", четырехсерийная экранизация романа Диккенса
Здесь Морисси, тоже молодой и красивый (но весьма успешно себя изуродовавший), играет учителя Брэдли Хедстона, "неистового ревнивца", из ревности пошедшего на преступление.
Сериал длинный и неторопливый, до конца я еще не досмотрела, но впечатлений уже много.
Он, пожалуй, похуже, чем "Разум и чувство" - более растянутый, не такой выразительный. Основная линия, с богатым наследником инкогнито и "испытанием невесты", на мой вкус, какая-то лубочная (хотя актеры симпатичные, особенно Белла) - хотя это скорее претензия к Диккенсу. Вторая линия - любовный треугольник Рэйберн/Хедстон/Лиззи Хексем - интереснее. Но тут сильно подвел Рэйберн. Он же должен быть беззаботный молодой повеса! Веселый, обаятельный - полная противоположность мрачному и зажатому Хедстону. И что это, спрашивается, за флегматичный джентльмен средних лет с большими усами, напрочь лишенный и беззаботности, и обаяния?
Лиззи очень трогательно говорит о своей любви к нему, но остается совершенно непонятно, чем он ее так зацепил.
Говорят, что Морисси вообще-то хотел играть Рэйберна - и, возможно, у него вышло бы лучше; но ему Рэйберна не дали, а подсунули Хедстона. Что ж, тоже вышло очень хорошо.
Хедстон - человек сильных страстей и тяжелого нрава: угрюмый, гордый, болезненно обидчивый и ревнивый, с тяжелыми комплексами на тему своего происхождения и низкого положения. Тяжким трудом он выбился из самых низов, получил образование - но все равно он "не джентльмен", и постоянно и болезненно это ощущает. И любовь у него тяжелая: мрачная страсть-одержимость, которую он сам воспринимает как проклятие (у Диккенса это описано очень красноречиво). В целом он, конечно, ярко выраженный эпилептоидный психопат. Невзрачный с виду, очень "приличный", на все пуговицы застегнутый "человек в футляре" - но внутри у него все кипит и вот-вот взорвется.
Больше всего он, пожалуй, напоминает нашего Карандышева. С той лишь разницей, что Карандышев объективно кругом несчастен, и его прежде всего жаль; а у Хедстона большая часть проблем в голове. И по Морисси это хорошо видно. Он высокий, видный, хорош собой (точнее,был бы хорош, если бы не общая деревянность и перманентно мрачное выражение лица); профессия есть, не бедствует, есть даже влюбленная в него девушка - объективно-то все хорошо! Проблемы у него с самим собой - и тяжелые, возможно, даже скорее психиатрического, чем психологического плана. Может быть, Морисси даже перегнул в стремлении сделать его изначально нездоровым и опасным: когда Хедстон объясняется Лиззи в любви, его так трясет и корежит, что сразу ясно - человеку лечиться надо, а не жениться. Хотя с другой стороны, сразу понятно, почему Лиззи ему отказала, и ее решение никаких вопросов не вызывает.
Но это деревянное, застывшее лицо, которое вдруг начинает "трескаться", и из-под него лезет что-то уродливое и больное - причем в ситуации признания в любви, когда вроде бы человек должен показать лучшее в себе... и жалкая кривая улыбка, когда он понимает, что говорит совсем не то и сам все портит... все это действительно очень сильно и очень хорошо.
Вообще, конечно, какая-то достоевщинка чувствуется и в Хедстоне, и во всей этой линии в целом.
Видеоиллюстраций и даже картинок хороших не нашла, увы.
В целом кажется, что, т.с., наиболее удачное амплуа для Морисси - это "викторианский джентльмен" (плюс-минус - чуть раньше, чуть позже) в разных вариантах. Сдержанный, безупречно корректный... но за этим фасадом может скрываться что угодно. От простодушного и чувствительного человека до опасного маньяка.
И вот бы кому на самом деле Джекила и Хайда сыграть! Ох, какой бы из него получился Джекил/Хайд!
Хотя... может, еще не поздно?
И какой же он молодец, надо вам сказать! Все больше и больше мне нравится.

"Убийство в Восточном экспрессе" 2010 года с Дэвидом Суше
Здесь Морисси играет, довольно предсказуемо, полковника Арбэтнота.
Фильмы про Пуаро с Суше вообще очень хороши все, как класс. Но этого, кажется, я раньше не видела. Видела только экранизацию 1974 года - и она совсем не понравилась, показалась очень манерной и выделанной. А экранизация 2017 года, говорят, просто ужасна, смотреть невозможно - и, судя по странному виду тамошнего Пуаро, это так и есть.
Но экранизация 2010 года просто отличная!
Правда, она творческая. Она не воспроизводит книгу точь-в-точь. За полтора часа это было бы и невозможно: поэтому здесь, при сохранении сюжета, сильно сократили и спрессовали детективную линию и сделали акцент на том, что у Агаты Кристи есть, но звучит приглушенно и в буквальных экранизациях часто теряется. На моральной проблематике. Детектив превратился в драму, серьезную, даже мрачную, с религиозными мотивами - о конфликте человеческого правосудия и высшей справедливости.
Самое потрясающее то, что и сам Пуаро здесь - не статичный мудрец-всезнайка; он тоже переживает свою драму, страдает и сомневается в своей правоте. И в роли Пуаро-человека - не самодовольного, не комичного, а сомневающегося, измученного, борющегося с собой - Суше неописуемо прекрасен.
Замечательный Рэтчетт-Кассетти - действительно, воплощение зла в самом его низменном виде, человек, вызывающий инстинктивное отвращение.
Обстановка (занесенный снегом в диких полях поезд, в котором постепенно кончаются еда, вода, тепло...), динамика, дополнительные штрихи и детали, общая мрачная атмосфера, напоминающая любителям детективов, что убийство вообще-то дело серьезное и неприятное - не все как в книге, но все прекрасно.
Что касается двенадцати "присяжных", то они показаны совсем не так подробно, как в книге, и никто из них особенно не выделяется - может быть, за исключением шведки-миссионерки. Конечно, на Арбэтнота-Морисси хотелось бы посмотреть подольше и узнать о нем побольше. Но и так он выглядит вполне вхарактерно и достойно - а ближе к концу фильма у него есть и свой драматический момент, которого в книге не было.
Видеоиллюстрации
Кульминация:
(драматический момент с Морисси, начиная с 3:40)
"Карта смерти", она же "Клуб самоубийц", фильм 2000 года
Очень вольная экранизация Стивенсона.
Здесь Морисси, молодой и красивый - главный герой: викторианский джентльмен по имени Генри Джойс, решивший свести счеты с жизнью.
После смерти любимой жены он впал в глубокую депрессию и захотел умереть - но самостоятельно покончить с собой не хватало духу, поэтому вступил в Клуб Самоубийц. Клуб такой же, как у Стивенсона, за одним исключением: среди его членов есть молодая и красивая девушка. Она тоже пережила трагедию и теперь жаждет смерти. Увидев ее, мистер Джойс внезапно понимает, что умирать-то ему и не хочется! Но упс! - из Клуба Самоубийц выйти можно только одним способом...

Предыдущий фильм был чистый восторг, а этот произвел впечатление смешанное и не столь блестящее. На четверку с минусом.
С одной стороны, "темное викторианство" - это всегда хорошо. Первоисточник Стивенсона можно повернуть и в комическую сторону, и в серьезную; советские экранизаторы сделали из него однозначную комедию - а вот американцы пошли другим путем и сделали серьезный триллер. Пожалуй, это более уместно. В конце концов, самоубийство - тема мрачная, в том, чтобы быть суицидником, тоже ничего особо приятного нет, чего уж тут так веселиться. И замена скучающего принца Флоризеля на обычного человека, который всерьез выбирает, жить ему или умереть, и борется не только с Председателем, но и с собой - хорошее решение.
Однако, на мой взгляд, с мрачностью они сильно переборщили.
Начинается все весьма депрессивно. Потихоньку - по мере того, как к герою возвращается жажда жизни - действие начинает раскачиваться, набирать темп, становится определенно бодрее, герой начинает проявлять решительность и боевые качества; и ждешь уже, что закончится дело таким бодрым боевичком - что сейчас эти влюбленные, которым все равно жизнь не дорога, возьмут себя в руки и ка-а-ак разнесут весь Клуб к такой-то матери!.. Но спойлер хрен там. Финал на редкость безысходен. Кто остался в живых, те позавидовали мертвым.
То же и с самим главным героем.
С одной стороны, молодой Морисси красавчик! Т.е. он и в 50 лет, прямо скажем, очень неплох

Но очень уж его персонаж депрессивен и виктимен. Ну так нельзя.

Плюс некоторые сюжетные нелепости - когда герои вдруг начинают вести себя несообразно и с духом времени, и с собственным характером.
Больше всех мне там понравился Председатель. Председателя играет Джонатан Прайс (губернатор в "Пиратах Карибского моря" и Его Воробейшество в "Игре Престолов"); здесь он уже пожилой - но весьма, весьма колоритный и впечатляющий!
видеоиллюстрация
Однако, при всех этих недостатках, смотрела с огромным удовольствием. Как хороша все-таки английская классика! Что Восточный Экспресс, что Клуб Самоубийц - это уже какие-то вечные, бродячие сюжеты. Они вошли в число архетипов - мотивов, которым затрагивают в тебе что-то глубокое, и им радуешься при встрече, как старым друзьям.
"Наш общий друг", четырехсерийная экранизация романа Диккенса
Здесь Морисси, тоже молодой и красивый (но весьма успешно себя изуродовавший), играет учителя Брэдли Хедстона, "неистового ревнивца", из ревности пошедшего на преступление.
Сериал длинный и неторопливый, до конца я еще не досмотрела, но впечатлений уже много.
Он, пожалуй, похуже, чем "Разум и чувство" - более растянутый, не такой выразительный. Основная линия, с богатым наследником инкогнито и "испытанием невесты", на мой вкус, какая-то лубочная (хотя актеры симпатичные, особенно Белла) - хотя это скорее претензия к Диккенсу. Вторая линия - любовный треугольник Рэйберн/Хедстон/Лиззи Хексем - интереснее. Но тут сильно подвел Рэйберн. Он же должен быть беззаботный молодой повеса! Веселый, обаятельный - полная противоположность мрачному и зажатому Хедстону. И что это, спрашивается, за флегматичный джентльмен средних лет с большими усами, напрочь лишенный и беззаботности, и обаяния?

Говорят, что Морисси вообще-то хотел играть Рэйберна - и, возможно, у него вышло бы лучше; но ему Рэйберна не дали, а подсунули Хедстона. Что ж, тоже вышло очень хорошо.
Хедстон - человек сильных страстей и тяжелого нрава: угрюмый, гордый, болезненно обидчивый и ревнивый, с тяжелыми комплексами на тему своего происхождения и низкого положения. Тяжким трудом он выбился из самых низов, получил образование - но все равно он "не джентльмен", и постоянно и болезненно это ощущает. И любовь у него тяжелая: мрачная страсть-одержимость, которую он сам воспринимает как проклятие (у Диккенса это описано очень красноречиво). В целом он, конечно, ярко выраженный эпилептоидный психопат. Невзрачный с виду, очень "приличный", на все пуговицы застегнутый "человек в футляре" - но внутри у него все кипит и вот-вот взорвется.
Больше всего он, пожалуй, напоминает нашего Карандышева. С той лишь разницей, что Карандышев объективно кругом несчастен, и его прежде всего жаль; а у Хедстона большая часть проблем в голове. И по Морисси это хорошо видно. Он высокий, видный, хорош собой (точнее,был бы хорош, если бы не общая деревянность и перманентно мрачное выражение лица); профессия есть, не бедствует, есть даже влюбленная в него девушка - объективно-то все хорошо! Проблемы у него с самим собой - и тяжелые, возможно, даже скорее психиатрического, чем психологического плана. Может быть, Морисси даже перегнул в стремлении сделать его изначально нездоровым и опасным: когда Хедстон объясняется Лиззи в любви, его так трясет и корежит, что сразу ясно - человеку лечиться надо, а не жениться. Хотя с другой стороны, сразу понятно, почему Лиззи ему отказала, и ее решение никаких вопросов не вызывает.

Но это деревянное, застывшее лицо, которое вдруг начинает "трескаться", и из-под него лезет что-то уродливое и больное - причем в ситуации признания в любви, когда вроде бы человек должен показать лучшее в себе... и жалкая кривая улыбка, когда он понимает, что говорит совсем не то и сам все портит... все это действительно очень сильно и очень хорошо.
Вообще, конечно, какая-то достоевщинка чувствуется и в Хедстоне, и во всей этой линии в целом.
Видеоиллюстраций и даже картинок хороших не нашла, увы.
В целом кажется, что, т.с., наиболее удачное амплуа для Морисси - это "викторианский джентльмен" (плюс-минус - чуть раньше, чуть позже) в разных вариантах. Сдержанный, безупречно корректный... но за этим фасадом может скрываться что угодно. От простодушного и чувствительного человека до опасного маньяка.
И вот бы кому на самом деле Джекила и Хайда сыграть! Ох, какой бы из него получился Джекил/Хайд!

@темы: кино, клипы, что я видел