Буду писать здесь о читанном и смотренном, чтобы не пропадало зря.
Сейчас, правда, читаю и смотрю в основном то, что нужно для ЗФБ - всякие крысиные истории.
Мультики:
Черепашки-ниндзя (1987)
Несколько серий, связанных с Крысиным Королем.
Когда мы смотрели "Черепашек-ниндзя" в детстве, то, возможно, от нас ускользало главное. Вообще-то этот комикс/мультик - пародия. Пародия на комиксы и на боевики 80-х, с восточными единоборствами, пронырливыми журналистами, техногенными катастрофами и прочими модными в то время темами.
Т.е. сами черепашки-ниндзя, их учитель - гигантская крыса, загадочный мутаген и его удивительные эффекты, жизнь в канализации и вообще вот это вот все связано не с тем, что курили авторы (хотя они, несомненно, что-то курили). Это просто стеб.
Остается, правда, вопрос: какова же разница между этим стебом - и, например, "Человеком-Пауком", вполне серьезном и местами даже трагичном? Боюсь, отечественный зритель, не возросший на комиксовой эстетике и не улавливающий всех ее тонкостей, принципиальной разницы не видит.
Не знаю - меня и в детстве это не увлекало, и сейчас тем более.
Что же до Крысиного Короля, то он весьма эффектен внешне
, но внутренне не блещет. Обычный карикатурный суперзлодей. Мечтает захватить мир и установить крысократию. С виду несомненный человек, но почему-то ненавидит людей и считает себя крысой; причины этого, как и вообще его предыстория, в мультике не раскрыты (говорят, раскрываются в новом мультсериале 2012 года, но там очень страшная рисовка). Вообще его подданные симпатичнее его самого, особенно в той серии, где они увеличиваются и превращаются в свирепых хищников.
Из злодеев второго плана мне там больше понравился Кожеголовый - аллигатор-мутант из болот Флориды,. Этакий злодей-реднек, американская деревенщина с зубастой пастью и с хвостом.

Вот у него и типаж выразительный, и шутки с ним смешные.
Секрет крыс
Полевая мышка по имени миссис Бризби после гибели мужа в одиночку растит четверых мышат. На поле, где они живут, начинается пахота, надо срочно уходить на другое место - но младший мышонок серьезно болен и не перенесет дороги. Миссис Бризби мечется в поисках выхода, и наконец мудрый филин советует ей пойти к неким таинственным крысам, у которых есть целый город под землей. Оказывается, ее судьба как-то связана с судьбой этих крыс, сбежавших из человеческого вивария, где над ними проводили странные опыты...

Про этот мультик многие в интернете пишут, что он мрачный. Он действительно мрачноватый - не столько по сюжету, сколько по цветам и рисовке. Первое, что в нем бросается в глаза - апокалиптическое красно-черное небо. Голубого неба почти нет, как будто все действие происходит на рассвете или на закате. И весь мир показан как бы глазами маленькой мышки, для которой кругом сплошные трудности и опасности: огромные сучковатые деревья, страшный-престрашный (реально страшный!) кот-охотник, совсем уж чудовищный филин...
Хорошо: необычная и трогательная главная героиня и ее история. Простая женщина... то есть простая мышь, мать-одиночка из сил выбивается, чтобы поднять семью. Тесная норка, обтрепанные тряпочки вместо одежды - выразительная картина бедности. Любое отклонение от привычного хода жизни, вроде необходимости искать новую квартиру - уже катастрофа. И вот мечется бедная мышка в поисках помощи или хотя бы совета: а со всех сторон разные опасности, и каждый второй встречный норовит ее съесть, а каждый первый - повоспитывать, и даже те, кто помогает, перед этим непременно пнут, пошпыняют, укажут, кто она такая и где ее место... Не знаю, что думают об этом дети, но у взрослого зрителя возникает ассоциация с хождением неблагополучной (причем не по своей вине неблагополучной) семьи по социальным службам и разным казенным учреждениям. Очень яркая и "жизненная", кстати, соседка-землеройка.
Интересна роль людей. Люди живут своей жизнью, показаны не карикатурно, автор к ним относится внимательно и не зло. Но само их существование - постоянная угроза для маленького мирка мышки, ее семьи и соседей. Они - стихийная злая сила, с которой нельзя бороться, нельзя договориться, можно только учитывать и избегать.
А для разумных крыс, о коих далее, люди сыграли двойственную роль - они и палачи, и благодетели. Пребывание в виварии крысы вспоминают с ужасом; нынешнее их отношение к людям не вполне понятно и недораскрыто - ясно только, что стремятся от них не зависеть и вообще держаться подальше.
Не очень хорошо: мало показаны, собственно, разумные крысы, давшие название фильму. Почти ничего не рассказано об их подземном городе: как они там живут, чем питаются, как устроено их общество (у них там, по-видимому, какой-то дизельпанк, а в социальном плане - нечто вроде афинского полиса с народным собранием). Возможно, в книге, по которой снят мультик, об этом рассказывалось больше. Немного удивляет крысиная мотивация к реформам: "Не хотим больше воровать электричество у людей, воровать плохо, мы не хотим жить, как крысы!" - но они же и есть крысы, да и к людям у них свои счеты, чего тут стесняться?
И как они собираются жить независимо, откуда будут брать электричество? Крысозлодей Дженнер совсем опереточный, злобствует в ущерб себе. Непонятно, откуда в техно-цивилизации крыс магия, откуда взялся и какую роль играет Алый Камень (который здесь совершенно как рояль в кустах)? И главный вопрос: если муж миссис Бризби в свое время оказал крысам важную услугу, и они до сих пор вспоминают о нем с благодарностью - почему все эти годы даже не пытались разыскать его семью?
Чем уделять столько внимания комическому ворону, персонажу совершенно "пустому" - по-моему, лучше бы Дон Блут побольше рассказал о крысах и ответил на все эти вопросы.
Но в целом мультик очень приятный.
Есть и продолжение - но его ОЧЕНЬ ругают, настолько, что, видимо, смотреть не стоит.
Фильмы:
"Психоз" Хичкока
Да, стыдно, но я его до сих пор не видела.
Что тут сказать? Must see. Просто must see. Даже тем, кто не любит триллеров. Это классика.

Фильм черно-белый - но снят так, что этого не замечаешь.
Ни одного неверного или ненужного кадра. При кажущейся "необязательности" и "нелогичности" сюжета - ничего лишнего. Очень простые выразительные средства, и, разумеется, с самого начала знаешь, что будет и чем кончится - и все равно фильм по-настоящему пугает.
Больше всего цепляет... пожалуй, вот этот переход от нормальности к психозу. Первую треть фильма героиня проводит в нормальном дневном мире. Здесь есть свои отклонения, свои опасности - но они понятны, рациональны. Даже "безумие" здесь житейское, легко объяснимое. Героиня, которая сперла толстую пачку денег и таскает их с собой в дамской сумочке, в бытовом понимании "сошла с ума" и ведет себя на редкость глупо - но это, т.с., обычная человеческая глупость; вполне понятны и ее мотивы, и ее чувства, и о дальнейших перспективах нетрудно догадаться. Но вот дождливой ночью она, сама того не заметив, съезжает с главной дороги на какой-то заброшенный проселок - и оказывается в сумеречном мире, живущем по совершенно иным правилам. В мире, где под тонкой пленкой внешней нормальности таится нечто противоестественное и непостижимое. Где не то что непонятны чужие мотивы (в том числе - мотивы преступлений), не то что нельзя определить, хороший перед тобой человек или плохой (поразительная деталь - Норман Бейтс в своем "основном я", похоже, человек хороший: он положительно влияет на героиню и помогает ей принять правильное решение) - невозможно даже определить, один он или двое. Да и есть ли он вообще? И если да, то кто именно есть?
Здесь нет нарочитых "ужасов" - есть очень реальный ужас от того, что иное здесь, совсем рядом с нами, в банальной бытовой оболочке; мы можем много лет ходить мимо него - и не замечать.
Страшно - и совершенно прекрасно.
Удивила только очень богатая обстановка в доме Бейтса. Как в музее. Откуда у него столько денег?
"Железный человек"
Приобщилась к марвеловской кино-вселенной, которую до сих пор знала только с плохой стороны - по "Человеку-Пауку".
И, знаете, "Железный человек" лучше "Человека-Паука". Не то чтобы он был хорош - о нет! - но и не такой ужас-ужас. В отличие от ЧП, в нем есть положительные стороны.
Хорошо:
- хард-роковый саундтрек. Хард-роковый саундтрек вообще удивительно украшает ЛЮБОЙ видеоряд. И здесь он есть - жаль, что мало (вроде бы во втором фильме должно быть побольше).
- Главный герой - точнее, его внешность.
Роберт Дауни-младший с виду совсем не похож на супергероя. У него совершенно не супергеройский, но очень характерный типаж. Знаете, на кого он похож?
На Атоса-Смехова:

Стремно сказать, но на молодого и сильно идеализированного Стаса Михайлова:

На человека, в которого я много лет была безответно влюблена. Со временем это чувство все-таки прошло - а жаль: хоть оно и было вполне безнадежно, но очень украшало мою жизнь.

В общем, понятный типаж, да?
Так вот, у Железного Человека в фильме абсолютно такая же физиономия:


Она, конечно, странновато смотрится с костюмом супергероя:

Ну и ладно! Супергерой должен быть близок и понятен народу. И даже то, что он явно немолод (актеру уже сильно за сорок), что для супергероя, возможно, минус - для моих низменных шлик-потребностей плюс.
Еще понравилось, что его костюм умеет летать. Люблю вообще, когда герои летают.
И снято красочно, весело, без унылой бюджетности, настолько огорчившей в "Дракуле".
Плохо:
Собственно, все остальное.
Прежде всего то, что это комикс.
Почему, почему они все НАСТОЛЬКО дебильные? Комиксы - вроде бы для подростков, то есть для людей, уже способных к критическому мышлению. Но реально, у любой детской сказки, хоть у того же Волкова, сюжет намного более логичный, естественный и "взрослый", чем ЭТО.
Нормально смотрятся первые десять минут. О, какой симпатичный Тони Старк! Что за обаятельный сукин сын! Очень хочется на него посмотреть в криминальном боевике из 90-х, где он, вот с этой нагло-иронической рожей и в этих темных очках, играл бы нового русского - без всяких суперкостюмчиков и ядерных реакторов в груди.
А дальше НАЧИНАЕТСЯ.
У Старка осколочные ранения, и в грудь ему вставляют электромагнит, который оттягивает осколки от жизненно важных органов (!). И так он весь фильм дальше и ходит созвездой во лбу светящейся круглой штуковиной в груди. А если штуковину вынуть, он быстро отдаст концы.
Но это еще самое меньшее из его несчастий.
Оказавшись в плену у ближневосточных террористов (с этими террористами отдельная история, которая никакой логике не поддается), посаженный в яму, на коленке из подручных материалов он собирает миниатюрный ядерный реактор, собирает костюмчег Железного Человека и улетает оттуда на реактивной тяге к чертовой матери.
Однако это маленькое приключение переворачивает всю его жизнь.
Старк - гениальный военный инженер, владелец оружейной мега-корпорации, миллионер, плейбой, филантроп (с). На первый взгляд циник, самовлюбленный эгоист и полный сукин сын. "Боже мой, - думает зритель, измученный Человеком-Пауком и его высокой моралью, - неужели в этом комиксоиде главный герой будет живым человеком?
" Но фиг там. Во время пребывания в плену Старку открывается Ужасная Правда: оказывается, из его оружия не только хорошие парни (которые за демократию) убивают плохих, но иногда и плохие хороших! И вообще война - это зло! Кто бы мог подумать?!
И все, абзац котенку. Если до того он шутил, и даже довольно смешно - теперь становится смертельно серьезен, страдает и пытается исправить содеянное им зло. И для этого, по обычаю всех супергероев, надевает костюмчег - и вперед! В Афганистан, мочить в одно рыло армию местного Бен Ладена. До того вел жизнь беспорядочную, но веселую - теперь вдруг про всех своих девиц забывает (ну да, затруднительно кадрить девиц с дыркой в груди) и проникается чувствами к верной секретарше; а секретарша нехороша собой, ходит весь фильм с одним выражением лица, и вся эта линия выглядит настолько слащаво и неестественно...
Только из личной симпатии к морде Старковского лица и досматриваешь фильм до конца. И видишь, как его главный враг (страшно коварный тип, злокозненная роль коего была ясна с первого его появления на экране) тоже облачается в железный мега-костюм, уподобляется огромному человекоподобному роботу и идет мочить Старка, приговаривая: "Странно, никогда раньше не занимался такими вещами - но мне это определенно нравится!"
И видишь в этом глубокую сермяжную правду. Всю жизнь прожил человек акулой капитализма, тайком торговал с террористами, подсиживал партнеров, зашибал бабло, возможно, работал на несколько разведок сразу - а нужно-то ему было на самом деле только одно: чтобы железный костюмчег сидел!
Но это все еще суровый реализм; а фантастика начнется в следующей серии. Там появится бог Локи (!) и начнет захватывать мир. А Старк объединится с другими супергероями и будет мир от него спасать. Обязательно посмотрю.
Сейчас, правда, читаю и смотрю в основном то, что нужно для ЗФБ - всякие крысиные истории.

Мультики:
Черепашки-ниндзя (1987)
Несколько серий, связанных с Крысиным Королем.
Когда мы смотрели "Черепашек-ниндзя" в детстве, то, возможно, от нас ускользало главное. Вообще-то этот комикс/мультик - пародия. Пародия на комиксы и на боевики 80-х, с восточными единоборствами, пронырливыми журналистами, техногенными катастрофами и прочими модными в то время темами.
Т.е. сами черепашки-ниндзя, их учитель - гигантская крыса, загадочный мутаген и его удивительные эффекты, жизнь в канализации и вообще вот это вот все связано не с тем, что курили авторы (хотя они, несомненно, что-то курили). Это просто стеб.
Остается, правда, вопрос: какова же разница между этим стебом - и, например, "Человеком-Пауком", вполне серьезном и местами даже трагичном? Боюсь, отечественный зритель, не возросший на комиксовой эстетике и не улавливающий всех ее тонкостей, принципиальной разницы не видит.
Не знаю - меня и в детстве это не увлекало, и сейчас тем более.

Что же до Крысиного Короля, то он весьма эффектен внешне


Из злодеев второго плана мне там больше понравился Кожеголовый - аллигатор-мутант из болот Флориды,. Этакий злодей-реднек, американская деревенщина с зубастой пастью и с хвостом.

Вот у него и типаж выразительный, и шутки с ним смешные.
Секрет крыс
Полевая мышка по имени миссис Бризби после гибели мужа в одиночку растит четверых мышат. На поле, где они живут, начинается пахота, надо срочно уходить на другое место - но младший мышонок серьезно болен и не перенесет дороги. Миссис Бризби мечется в поисках выхода, и наконец мудрый филин советует ей пойти к неким таинственным крысам, у которых есть целый город под землей. Оказывается, ее судьба как-то связана с судьбой этих крыс, сбежавших из человеческого вивария, где над ними проводили странные опыты...

Про этот мультик многие в интернете пишут, что он мрачный. Он действительно мрачноватый - не столько по сюжету, сколько по цветам и рисовке. Первое, что в нем бросается в глаза - апокалиптическое красно-черное небо. Голубого неба почти нет, как будто все действие происходит на рассвете или на закате. И весь мир показан как бы глазами маленькой мышки, для которой кругом сплошные трудности и опасности: огромные сучковатые деревья, страшный-престрашный (реально страшный!) кот-охотник, совсем уж чудовищный филин...
Хорошо: необычная и трогательная главная героиня и ее история. Простая женщина... то есть простая мышь, мать-одиночка из сил выбивается, чтобы поднять семью. Тесная норка, обтрепанные тряпочки вместо одежды - выразительная картина бедности. Любое отклонение от привычного хода жизни, вроде необходимости искать новую квартиру - уже катастрофа. И вот мечется бедная мышка в поисках помощи или хотя бы совета: а со всех сторон разные опасности, и каждый второй встречный норовит ее съесть, а каждый первый - повоспитывать, и даже те, кто помогает, перед этим непременно пнут, пошпыняют, укажут, кто она такая и где ее место... Не знаю, что думают об этом дети, но у взрослого зрителя возникает ассоциация с хождением неблагополучной (причем не по своей вине неблагополучной) семьи по социальным службам и разным казенным учреждениям. Очень яркая и "жизненная", кстати, соседка-землеройка.
Интересна роль людей. Люди живут своей жизнью, показаны не карикатурно, автор к ним относится внимательно и не зло. Но само их существование - постоянная угроза для маленького мирка мышки, ее семьи и соседей. Они - стихийная злая сила, с которой нельзя бороться, нельзя договориться, можно только учитывать и избегать.
А для разумных крыс, о коих далее, люди сыграли двойственную роль - они и палачи, и благодетели. Пребывание в виварии крысы вспоминают с ужасом; нынешнее их отношение к людям не вполне понятно и недораскрыто - ясно только, что стремятся от них не зависеть и вообще держаться подальше.
Не очень хорошо: мало показаны, собственно, разумные крысы, давшие название фильму. Почти ничего не рассказано об их подземном городе: как они там живут, чем питаются, как устроено их общество (у них там, по-видимому, какой-то дизельпанк, а в социальном плане - нечто вроде афинского полиса с народным собранием). Возможно, в книге, по которой снят мультик, об этом рассказывалось больше. Немного удивляет крысиная мотивация к реформам: "Не хотим больше воровать электричество у людей, воровать плохо, мы не хотим жить, как крысы!" - но они же и есть крысы, да и к людям у них свои счеты, чего тут стесняться?

Чем уделять столько внимания комическому ворону, персонажу совершенно "пустому" - по-моему, лучше бы Дон Блут побольше рассказал о крысах и ответил на все эти вопросы.
Но в целом мультик очень приятный.
Есть и продолжение - но его ОЧЕНЬ ругают, настолько, что, видимо, смотреть не стоит.
Фильмы:
"Психоз" Хичкока
Да, стыдно, но я его до сих пор не видела.
Что тут сказать? Must see. Просто must see. Даже тем, кто не любит триллеров. Это классика.

Фильм черно-белый - но снят так, что этого не замечаешь.
Ни одного неверного или ненужного кадра. При кажущейся "необязательности" и "нелогичности" сюжета - ничего лишнего. Очень простые выразительные средства, и, разумеется, с самого начала знаешь, что будет и чем кончится - и все равно фильм по-настоящему пугает.
Больше всего цепляет... пожалуй, вот этот переход от нормальности к психозу. Первую треть фильма героиня проводит в нормальном дневном мире. Здесь есть свои отклонения, свои опасности - но они понятны, рациональны. Даже "безумие" здесь житейское, легко объяснимое. Героиня, которая сперла толстую пачку денег и таскает их с собой в дамской сумочке, в бытовом понимании "сошла с ума" и ведет себя на редкость глупо - но это, т.с., обычная человеческая глупость; вполне понятны и ее мотивы, и ее чувства, и о дальнейших перспективах нетрудно догадаться. Но вот дождливой ночью она, сама того не заметив, съезжает с главной дороги на какой-то заброшенный проселок - и оказывается в сумеречном мире, живущем по совершенно иным правилам. В мире, где под тонкой пленкой внешней нормальности таится нечто противоестественное и непостижимое. Где не то что непонятны чужие мотивы (в том числе - мотивы преступлений), не то что нельзя определить, хороший перед тобой человек или плохой (поразительная деталь - Норман Бейтс в своем "основном я", похоже, человек хороший: он положительно влияет на героиню и помогает ей принять правильное решение) - невозможно даже определить, один он или двое. Да и есть ли он вообще? И если да, то кто именно есть?
Здесь нет нарочитых "ужасов" - есть очень реальный ужас от того, что иное здесь, совсем рядом с нами, в банальной бытовой оболочке; мы можем много лет ходить мимо него - и не замечать.
Страшно - и совершенно прекрасно.
Удивила только очень богатая обстановка в доме Бейтса. Как в музее. Откуда у него столько денег?
"Железный человек"
Приобщилась к марвеловской кино-вселенной, которую до сих пор знала только с плохой стороны - по "Человеку-Пауку".

И, знаете, "Железный человек" лучше "Человека-Паука". Не то чтобы он был хорош - о нет! - но и не такой ужас-ужас. В отличие от ЧП, в нем есть положительные стороны.
Хорошо:
- хард-роковый саундтрек. Хард-роковый саундтрек вообще удивительно украшает ЛЮБОЙ видеоряд. И здесь он есть - жаль, что мало (вроде бы во втором фильме должно быть побольше).
- Главный герой - точнее, его внешность.
Роберт Дауни-младший с виду совсем не похож на супергероя. У него совершенно не супергеройский, но очень характерный типаж. Знаете, на кого он похож?
На Атоса-Смехова:

Стремно сказать, но на молодого и сильно идеализированного Стаса Михайлова:

На человека, в которого я много лет была безответно влюблена. Со временем это чувство все-таки прошло - а жаль: хоть оно и было вполне безнадежно, но очень украшало мою жизнь.


В общем, понятный типаж, да?
Так вот, у Железного Человека в фильме абсолютно такая же физиономия:


Она, конечно, странновато смотрится с костюмом супергероя:

Ну и ладно! Супергерой должен быть близок и понятен народу. И даже то, что он явно немолод (актеру уже сильно за сорок), что для супергероя, возможно, минус - для моих низменных шлик-потребностей плюс.

Еще понравилось, что его костюм умеет летать. Люблю вообще, когда герои летают.
И снято красочно, весело, без унылой бюджетности, настолько огорчившей в "Дракуле".
Плохо:
Собственно, все остальное.
Прежде всего то, что это комикс.

Нормально смотрятся первые десять минут. О, какой симпатичный Тони Старк! Что за обаятельный сукин сын! Очень хочется на него посмотреть в криминальном боевике из 90-х, где он, вот с этой нагло-иронической рожей и в этих темных очках, играл бы нового русского - без всяких суперкостюмчиков и ядерных реакторов в груди.
А дальше НАЧИНАЕТСЯ.
У Старка осколочные ранения, и в грудь ему вставляют электромагнит, который оттягивает осколки от жизненно важных органов (!). И так он весь фильм дальше и ходит со
Но это еще самое меньшее из его несчастий.
Оказавшись в плену у ближневосточных террористов (с этими террористами отдельная история, которая никакой логике не поддается), посаженный в яму, на коленке из подручных материалов он собирает миниатюрный ядерный реактор, собирает костюмчег Железного Человека и улетает оттуда на реактивной тяге к чертовой матери.
Однако это маленькое приключение переворачивает всю его жизнь.
Старк - гениальный военный инженер, владелец оружейной мега-корпорации, миллионер, плейбой, филантроп (с). На первый взгляд циник, самовлюбленный эгоист и полный сукин сын. "Боже мой, - думает зритель, измученный Человеком-Пауком и его высокой моралью, - неужели в этом комиксоиде главный герой будет живым человеком?

И все, абзац котенку. Если до того он шутил, и даже довольно смешно - теперь становится смертельно серьезен, страдает и пытается исправить содеянное им зло. И для этого, по обычаю всех супергероев, надевает костюмчег - и вперед! В Афганистан, мочить в одно рыло армию местного Бен Ладена. До того вел жизнь беспорядочную, но веселую - теперь вдруг про всех своих девиц забывает (ну да, затруднительно кадрить девиц с дыркой в груди) и проникается чувствами к верной секретарше; а секретарша нехороша собой, ходит весь фильм с одним выражением лица, и вся эта линия выглядит настолько слащаво и неестественно...

Только из личной симпатии к морде Старковского лица и досматриваешь фильм до конца. И видишь, как его главный враг (страшно коварный тип, злокозненная роль коего была ясна с первого его появления на экране) тоже облачается в железный мега-костюм, уподобляется огромному человекоподобному роботу и идет мочить Старка, приговаривая: "Странно, никогда раньше не занимался такими вещами - но мне это определенно нравится!"

Но это все еще суровый реализм; а фантастика начнется в следующей серии. Там появится бог Локи (!) и начнет захватывать мир. А Старк объединится с другими супергероями и будет мир от него спасать. Обязательно посмотрю.
@темы: фильмы
Там появится еще и бог Тор
Он совершенно прекрасно начинается. При невнятном темном фоне замогильный голос говорит: "Тессеракт (sic!) пробудился." Практически "газебо проснулось и сожрало тебя"
Больше я там ничего прекрасного, честно говоря, не заметила.