Из обсуждения в ЖЖ:
Вообще мне стало интересно всерьез объяснить, чем плох этот тест.
Рассмотрим некоторые типовые схемы современного масслита (как книг, так и кино), отвечающие и не отвечающие тесту Бехдель.
читать дальше
Вот примеры поджанров и сюжетов, которые этот тест не проходят или проходят с трудом. Во всяком случае, авторы, творящие в этих жанрах, должны прилагать специальные усилия, чтобы ему соответствовать.
- семья в замкнутом пространстве сталкивается с какой-либо опасностью.
Примеры: "Сияние", "Ужас Эмитивилля" и т.д. и т.п., тысячи их.
По существу: как правило, женщина в таких историях играет достаточно активную положительную роль. Часто является "лучом света" - той, кто сохраняет здравый смысл и самообладание, в отличие от обезумевшего или одержимого темными силами мужа.
По форме: тест Бехдель проваливается сразу. В семье европейского типа, как правило, только одна жена.
Хорошо, если у нее дочка - тогда остается какая-то надежда. А если сын? Или вообще детей нет, и героев только двое? Замкнутое пространство препятствует появлению других женщин, с которыми можно что-то обсудить - а остросюжетность препятствует вообще обсуждению каких-либо посторонних тем.
- группа людей, обычно достаточно "экстремальной" профессии - взвод солдат, экипаж космического корабля, исследовательская экспедиция в джунглях и т.д. - при исполнении служебных обязанностей сталкивается с какой-либо опасностью.
Примеры: "Чужой", "Обитель зла" и т.д.
По форме: чаще всего в такой группе есть женщина, но одна. Редко две. Довольно часто их нет вообще. Причины очевидны: именно такое соотношение мужчин и женщин в армии, среди космонавтов и т.д. наблюдается в реальности.
Если женщина одна - общаться ей снова не с кем; если их две - очень вероятно, что на общение на посторонние темы у них не будет ни времени, ни сил. Если, например, на них нападает толпа зомби - обсуждать они будут этих зомби и как от них убежать. Т.е., опять-таки, мужчин.
По существу: сериал про "Чужих" с одинокой и непобедимой супер-женщиной Рипли - абсолютно феминистический, с какой стороны на него не посмотри.
- детективный триллер, в котором героиня противостоит маньяку.
Примеры: тысячи их. Огромный и очень популярный подвид жанра триллера. Возьмем для примера роман Дина Кунца "Очарованный кровью" (Intensity).
Сюжет: героиня сама, по доброй воле проникает в логово маньяка, чтобы спасти его жертву, бросает ему вызов, побеждает его и спасает от него юную девушку.
По сути: маньяк - воплощение "мачизма", а вся книга - настоящий гимн силе духа, уму и мужеству женщины, а также женской солидарности.
По форме: упс.
Правда. героинь две, и имена у них есть - но вот с разговорами проблема. Одна от шока потеряла дар речи и не говорит вообще - а другая говорит с ней исключительно о текущей ситуации. Т.е., опять-таки, о мужчине (и как от него спастись).
- социальный роман о проблемах женщин.
Примеры: Стивен Кинг "Роза Марена", "Бессонница", "Игра Джеральда".
По сути: поднимаются и решаются "в пользу женщин" классические феминистические проблемы: семейное насилие, аборты, "изнасилование в браке", детский абьюз. Описываются реальные механизмы их решения - очень конкретно: куда идти за помощью, как относиться к происходящему, что делать, если вы стали свидетелем семейного насилия. Книги не просто феминистические - можно сказать, обучающие практическому феминизму.
По форме: не проходят тест. В первых двух: женщин много, они друг с другом свободно общаются, но... опять незадача. Феминистка-психолог, оказывая психологическую помощь избитой жене, разговаривает с ней о происшедшем, о ее чувствах к мужу и о том, как ей дальше жить без него ("Бессонница"). То есть - снова о мужчине. Женщины в приюте для жертв насилия ("Роза Марена") тоже много общаются друг с другом, но в основном о том, что их занимает в данный момент - т.е. почему они здесь оказались и как жить дальше; и здесь тоже не обойтись без мужчин. А героиня "Игры Джеральда" не разговаривает вообще ни с кем - она оказалась в полной изоляции, что и позволило ей заглянуть себе в душу, вспомнить совершенное над ней в детстве насилие и осознать его последствия.
Сами видите, какой суровый тест. Как сложно его пройти даже, казалось бы, самому women-friendly произведению.
Но есть один счастливый жанр - произведения, в нем написанные, щелкают этот тест, как орешки. И это... это...
- любовный роман!
По сути: чаще всего - глупая и вредная чушь, внушающая женщине, что единственный смысл ее жизни - "встретить своего единственного", и предлагающая ей самые деструктивные модели поведения, вплоть до воспевания стокгольмского синдрома.
По форме: как правило, рядом с героиней есть подружка, мать, сестра или вообще полный набор родственниц, известных по именам (первый и второй этап пройдены на ура), и они беспрерывно треплются (вот и третий этап проскочили). В основном, конечно, о мужчинах - но не только. Поскольку изображается "обыденная жизнь", то они могут и наряды обсуждать, и покупки, и проблемы на работе, и очередную серию "Секса в большом городе".
Так что к этому жанру у феминисток никаких претензий быть не может.
Явно неадекватный результат кагбэ намекает на то, что и сам тест не вполне адекватен.
Вообще мне стало интересно всерьез объяснить, чем плох этот тест.
Рассмотрим некоторые типовые схемы современного масслита (как книг, так и кино), отвечающие и не отвечающие тесту Бехдель.
читать дальше
Вот примеры поджанров и сюжетов, которые этот тест не проходят или проходят с трудом. Во всяком случае, авторы, творящие в этих жанрах, должны прилагать специальные усилия, чтобы ему соответствовать.
- семья в замкнутом пространстве сталкивается с какой-либо опасностью.
Примеры: "Сияние", "Ужас Эмитивилля" и т.д. и т.п., тысячи их.
По существу: как правило, женщина в таких историях играет достаточно активную положительную роль. Часто является "лучом света" - той, кто сохраняет здравый смысл и самообладание, в отличие от обезумевшего или одержимого темными силами мужа.
По форме: тест Бехдель проваливается сразу. В семье европейского типа, как правило, только одна жена.

- группа людей, обычно достаточно "экстремальной" профессии - взвод солдат, экипаж космического корабля, исследовательская экспедиция в джунглях и т.д. - при исполнении служебных обязанностей сталкивается с какой-либо опасностью.
Примеры: "Чужой", "Обитель зла" и т.д.
По форме: чаще всего в такой группе есть женщина, но одна. Редко две. Довольно часто их нет вообще. Причины очевидны: именно такое соотношение мужчин и женщин в армии, среди космонавтов и т.д. наблюдается в реальности.
Если женщина одна - общаться ей снова не с кем; если их две - очень вероятно, что на общение на посторонние темы у них не будет ни времени, ни сил. Если, например, на них нападает толпа зомби - обсуждать они будут этих зомби и как от них убежать. Т.е., опять-таки, мужчин.

По существу: сериал про "Чужих" с одинокой и непобедимой супер-женщиной Рипли - абсолютно феминистический, с какой стороны на него не посмотри.
- детективный триллер, в котором героиня противостоит маньяку.
Примеры: тысячи их. Огромный и очень популярный подвид жанра триллера. Возьмем для примера роман Дина Кунца "Очарованный кровью" (Intensity).
Сюжет: героиня сама, по доброй воле проникает в логово маньяка, чтобы спасти его жертву, бросает ему вызов, побеждает его и спасает от него юную девушку.
По сути: маньяк - воплощение "мачизма", а вся книга - настоящий гимн силе духа, уму и мужеству женщины, а также женской солидарности.
По форме: упс.

- социальный роман о проблемах женщин.
Примеры: Стивен Кинг "Роза Марена", "Бессонница", "Игра Джеральда".
По сути: поднимаются и решаются "в пользу женщин" классические феминистические проблемы: семейное насилие, аборты, "изнасилование в браке", детский абьюз. Описываются реальные механизмы их решения - очень конкретно: куда идти за помощью, как относиться к происходящему, что делать, если вы стали свидетелем семейного насилия. Книги не просто феминистические - можно сказать, обучающие практическому феминизму.
По форме: не проходят тест. В первых двух: женщин много, они друг с другом свободно общаются, но... опять незадача. Феминистка-психолог, оказывая психологическую помощь избитой жене, разговаривает с ней о происшедшем, о ее чувствах к мужу и о том, как ей дальше жить без него ("Бессонница"). То есть - снова о мужчине. Женщины в приюте для жертв насилия ("Роза Марена") тоже много общаются друг с другом, но в основном о том, что их занимает в данный момент - т.е. почему они здесь оказались и как жить дальше; и здесь тоже не обойтись без мужчин. А героиня "Игры Джеральда" не разговаривает вообще ни с кем - она оказалась в полной изоляции, что и позволило ей заглянуть себе в душу, вспомнить совершенное над ней в детстве насилие и осознать его последствия.
Сами видите, какой суровый тест. Как сложно его пройти даже, казалось бы, самому women-friendly произведению.
Но есть один счастливый жанр - произведения, в нем написанные, щелкают этот тест, как орешки. И это... это...
- любовный роман!
По сути: чаще всего - глупая и вредная чушь, внушающая женщине, что единственный смысл ее жизни - "встретить своего единственного", и предлагающая ей самые деструктивные модели поведения, вплоть до воспевания стокгольмского синдрома.
По форме: как правило, рядом с героиней есть подружка, мать, сестра или вообще полный набор родственниц, известных по именам (первый и второй этап пройдены на ура), и они беспрерывно треплются (вот и третий этап проскочили). В основном, конечно, о мужчинах - но не только. Поскольку изображается "обыденная жизнь", то они могут и наряды обсуждать, и покупки, и проблемы на работе, и очередную серию "Секса в большом городе".
Так что к этому жанру у феминисток никаких претензий быть не может.
Явно неадекватный результат кагбэ намекает на то, что и сам тест не вполне адекватен.
@темы: общественное, литература, выскажусь, жизнь
У меня с любовными романами плохо, я читала только "Анжелику" и Жаклин Сьюзан в детстве, но у Сьюзан женщины точно говорили и не о мужчинах! О наркотиках.
А тест Бехдель - как соционика. Ерунда, но потипировать может быть забавно.
Ужас какой.
К счастью, параллельно я ИРЛ крутила романы сначала с первым, а потом со вторым мужем - и это, видимо, послужило противоядием.
Он состоит из четырех ступеней.
1. В худ. произведении должно быть не менее двух женских персонажей.
2. Они должны быть названы по именам.
3. Они должны разговаривать друг с другом (а не с мужчинами).
4. Должны говорить друг с другом не о мужчинах, а о чем-то другом.
Вот подробное описание с примерами:
womenation.livejournal.com/58679.html
Из описания мы видим, например, что "полностью провалил тест" "Побег из Шоушенка" - фильм про жизнь в тюрьме, где женщинам по определению взяться неоткуда.
Там же и карикатура про несостоятельность теста:
"полностью провалил тест" "Побег из Шоушенка" - фильм про жизнь в тюрьме
Зато фильм про женскую тюрьму тест пройдет, даже если это будет порно.