Принято возмущаться детьми, которые, мол, в общественных местах громко визжат, пищат, скачут и вообще мешают окружающим. А родители их не одергивают и вообще плохо воспитывают.
По-моему, визжащий и скачущий ребенок раздражает умеренно. Но бывают вещи, которые действительно бесят и надолго выбивают из колеи - когда видишь, как в общественном месте родитель ребенка "воспитывает".
читать дальшеВ кафешку заходят две женщины, и с одной - девочка лет трех или четырех. Подруги идут рядышком и болтают, девочка плетется за ними, спотыкается о порожек и падает. Довольно чувствительно падает. Я бы на ее месте (и в ее возрасте), наверное, заорала благим матом. Но она не орет - молча поднимается, отряхивается и идет к маме.
Орать вдруг начинает мать.
- Ну что это такое? Где у тебя глаза? Смотри, куда идешь! Никогда больше тебя с собой не возьму! Садись давай!
И все таким злым тоном, как натуральная сказочная мачеха.
- Давай садись! Ну? Вот тебе суп, ешь! Нет, игрушку свою не получишь, пока не съешь! А ну прекрати! Что ты один хлеб жрешь, давай-ка, ложку в руки и ешь суп! Я кому сказала! Сейчас получишь у меня! Сейчас выйдешь из-за стола и пойдешь отсюда! Ух, зла на тебя нет!
Я оглядываюсь на них (поскольку все это у меня над ухом происходит) и не могу понять, что девочка делает не так. Она не кричит, не плачет, не капризничает. Села и ест. Ну, не нравится ей суп. И что? Когда нам, взрослым, не нравится какая-то еда, мы берем другую.
У девочки два смешных хвостика, торчащих вверх, и решительная курносая физиономия. Она хмурится и надувает губы, ей явно хочется зареветь - но не ревет. Сильный характер... надеюсь. Сила ей еще не раз понадобится.
- Доедай быстро! Пока не доешь, свою игрушку не получишь! Ах, не будешь? Ладно, тогда вообще не получишь игрушку! Я ее выброшу!
Тут девочка не выдерживает и начинает хлюпать носом.
- Или нет, не выброшу - вот: я ее Соне Калининой отдам! - и мама торжествующе вертит перед хлюпающим носом дочки пресловутой игрушкой - какой-то цветной метелкой с лампочками - и прячет ее в сумку. - Ну что, будешь есть суп или нет?
- Отдай! Это мое!
- Была твоя, стала моя! Все, больше ты ее не увидишь!
Девочка уже рыдает. Подруга не выдерживает и пытается как-то ее успокоить и сгладить ситуацию, хотя ее все это скорее забавляет. А я едва сдерживаюсь, чтобы не вскочить со словами: да что же ты творишь, мамаша хренова, ерш твою... в смысле: женщина, прекратите издеваться над ребенком!
Серьезно, ощущение такое, как будто у меня на глазах совершается преступление. Сильный ломает слабого, пользуясь своей силой и безнаказанностью. Но общественные приличия запрещают в это вмешиваться. Если бы один взрослый человек орал на другого, оскорблял, отнимал его вещи, угрозами и шантажом принуждал к чему-то - вот тогда все бы возмутились и вмешались. Но это же мать и ее собственный ребенок. С ребенком так можно.
- Все равно не ешь? Ах ты... А ну встала и вышла из-за стола!
И как ни в чем не бывало продолжает трындеть с подругой.
Девочка, всхлипывая, вылезает из-за стола. Родительница на нее ноль внимания. Я заглядываю в сумку - нет ли с собой чего-нибудь такого, чем можно ее порадовать? Нет, ничего нет. Девочка тихо обходит маму со спины, пытается залезть к ней в сумку и достать свою игрушку. (Молодчина, не сдается!) Мама, заметив ее маневр, с новым воплем ее отпихивает - локтем прямо в лицо.
Наконец девочка садится, через силу и с омерзением доедает эту последнюю ложку супа - и торжественно получает свою игрушку назад.
- Вот, - говорит мамаша, гордая своим педагогическим талантом. - Я решила, что хватит с ней цацкаться, теперь буду последовательной!
Вот на такое смотреть невыносимо. Не знаю, может быть, все-таки надо было вмешаться? Но что толку? - это бы ее только разозлило, и потом она эту злость выместила бы на той же девочке...
И как ее подруга могла спокойно на это смотреть? Для нее, значит, тоже все нормально? Обычные, милые на вид женщины...
И сколько еще придется пережить этой девочке, пока она не вырастет? Что, если матери все-таки удастся сломать ее характер - или внушить ей, что так обращаться с людьми нормально, что это и есть "любовь"?
@темы:
мне не нравится,
жизнь
Порой ловлю себя на подобных заскоках в "воспитании" по отношению к малому (бывает, особенно на нервах) - охватывает омерзение к самой себе.
Я просто себя мелкую вспомнила. Я могла безумно доводить родных, но только наедине. На людях не скандалила никогда. Вот и получалось примерно как в описанной ситуации: весь день дома каприз на капризе, наконец вытаскивают из дома - тут же замолкаю и хмуро ползу рядом. А мама, естественно, моими домашними "нихачунибуду" уже доведена до предела и может взорваться от того, что в другой ситуации сошло бы спокойно. И естественно, близкие мамины подруги об этой пакостной черте моего характера были в курсе.
Девочка тихо обходит маму со спины, пытается залезть к ней в сумку и достать свою игрушку. (Молодчина, не сдается!)
Хм, ну я все понимаю, но вообще лазание по чужим сумкам, даже если это сумка родной мамы и даже если это четырехлетний ребенок... Уж никак не "молодчина".
В общем, тут могут быть разные взгляды и причины для ситуации. Возможно, что мамаша дура, а возможно, что ребенок ее за день довел до истерики. Никто же не железный.
Конечно, там предыстория могла быть разная, и может быть, мамаша не всегда так себя ведет, а только сейчас сорвалась - но выглядело это как полный 3.14здец.
- Ну что это такое? Где у тебя глаза? Смотри, куда идешь! Никогда больше тебя с собой не возьму! Садись давай!
Ребёнок упал, возможно ушибся... И сразу его ругают... Девочка не плачет, то есть помощи не запрашивает в этом случае. Думаю, ситуация повторяется не один раз...
Последовательность в воспитании оно конечно хорошо. На самом деле хорошо. Если ребёнок нахулиганил, его ругают и он лишается чего-то приятного. Если сделал хорошее, то хвалят и делают что-то приятное... Но вот вопрос в том, насколько критично было съесть этот несчастный суп. Насильное кормление по сути, будь оно неладно! А если она ещё и видит, что взрослые суп не едят!
Последовательность действий мамы угадывается, но добьётся она ровно противоположного результата от того, чего хочет...
Хм, ну я все понимаю, но вообще лазание по чужим сумкам, даже если это сумка родной мамы и даже если это четырехлетний ребенок... Уж никак не "молодчина".
Молодчина не молодчина, но мама тут явно самостоятельно размывает понятие "Своё-чужое". Вот здесь: Ладно, тогда вообще не получишь игрушку! Я ее выброшу! и здесь тоже: - Или нет, не выброшу - вот: я ее Соне Калининой отдам! ну и ключевая фраза: - Была твоя, стала моя! Все, больше ты ее не увидишь!. Вот она и лезет в сумку, потому что взрослый (пусть и мама), присвоил её вещь. Просто эти понятия получаются только вместе. Если чужое нельзя трогать, то и то, что принадлежит тебе, другим нельзя трогать... В противном случае и "чужое" теряет свой статус.
В общем, тут могут быть разные взгляды и причины для ситуации. Возможно, что мамаша дура, а возможно, что ребенок ее за день довел до истерики. Никто же не железный.
Это тоже может быть... Быть родителем чертовски сложно.
Как уже сказали выше, не все так однозначно
У ребенка есть особые возможности по доведению родителя до последнего градуса бешенства - он постоянно с тобой; ты за него _постоянно_ отвечаешь; он регулярно пробует тебя на слабину и чувствует твои слабые места; каждое несоответствие между его поведением и картинкой идеального ребенка у тебя в голове - это удар по твоему самоощущению "я хорошая мать". И т.д.
Вон эта твоя тетка говорит: "Я решила быть последовательной." О чем это на самом деле? О том, что она хочет правильно воспитать ребенка, хочет быть хорошей матерью, прочитала какие-то соответствующие советы...
Вопрос поедания супа (и вообще капризов в еде) - это вообще очень сложный вопрос... С одной стороны, принуждать к поеданию супа, конечно, нехорошо - а с другой стороны, всякие гастро-заболевания еще более нехорошо...
В общем, побыв родителем, я к другим родителям стала гораздо толерантнее.