Да, меня штырит и еще не скоро отпустит.
читать дальшеВ истории Огненного Бога меня сильнее всего занимает ее религиозный аспект, который в каноне остался явно недораскрыт.
Волков, будучи советским писателем (и, видимо, атеистом), не мог, да, наверное, и не хотел раскрывать эту тему как-то иначе, чем в бодро-материалистическом ключе "опиума для народа". И тем не менее: в сказочном мире фей и колдунов Урфин Джюс вдруг объявляет себя не волшебником или еще каким-нибудь привычным сказочным персонажем, а богом. Да еще и богом, приносящим людям огонь - вместе с прочими дарами цивилизации. Что сразу поднимает мощный пласт культурных ассоциаций и переводит всю историю на какой-то более серьезный уровень.
И заставляет задаваться разными вопросами. Оказывается, в Волшебной Стране, в этом "игрушечном", оторванном от большого мира уголке, есть понятие о боге или богах. Внезапно есть религия (возможно, и не одна). Откуда и как? Какая у них вообще картина мира? Что понимает под "богом" Урфин, что - марраны, и стоит ли за этими понятиями какая-то реальность?
Вся "божественная" авантюра Урфина выглядит, честно говоря, не очень хорошо подготовленной. Он предварительно изучил социальный строй и экономику марранов, но об их религии не узнал почти ничего и действовал наугад (по крайней мере, так это выглядит в каноне) - даже странно, что в результате все так гладко прошло. Похоже, разыгранное им шоу как-то очень удачно совпало с их религиозными ожиданиями.
И еще вопрос: а как он, собственно, собирался спрыгивать с темы? Он же не мог притворяться богом всю оставшуюся жизнь. Особенно вернувшись в Изумрудный город - где все его прекрасно знают, во всех видах видели, и там выдавать себя за бога было бы как-то совсем неудобно... Волков по этому поводу только мимоходом говорит, где-то ближе к концу, что, мол, "Урфин больше не называл себя Огненным Богом" - но все-таки интересно, как он это оформил и как отреагировали на такую перемену дискурса марраны?
Из канона мы знаем, что религия марранов была политеистичной, у них имелось представление о небесном пантеоне классического типа (главный бог - "небесный владыка Солнце", боги живут "в небесных чертогах"), о том, что люди являются "детьми богов". Были жрецы и, видимо, какие-то религиозные ритуалы. Еще одно интересное замечание: огонь для них - изначально "грозное карающее божество"; то есть у них есть представление - вообще говоря, уже довольно позднее и сложное - о том, что боги могут за что-то наказывать людей.
О религии (и вообще ее наличии или отсутствии) в остальных частях Волшебной Страны неизвестно ничего - кроме того, что само понятие "бог", очевидно, имелось в общем языке и было понятно местным жителям. Известно, что создателем Волшебной Страны считался Гуррикап. Но Гуррикап - не бог: он - великий волшебник, личность историческая или, по крайней мере, легендарная. От него даже остались какие-то артефакты. И во всяком случае, создав Волшебную Страну и усыпив Арахну (= победа богов над чудовищами / титанами в классических мифах), дальше он то ли умер, то ли ушел на покой и в дальнейшей жизни своего творения не участвовал. Он - классический "absentee landlord", вольтеровский "бог-часовщик", вера в которого не предполагает религиозного поклонения.
Это канон; а дальше пойдет додумывание и фанон.
Если есть понятие "бог" - очевидно, по крайней мере, когда-то в прошлом была и религия. Сейчас в цивилизованной части ВС никакой особой религиозности уже не наблюдается; но, вполне возможно, сохранились какие-то ее пережитки - в виде традиций, этнообразующих символов и т.д., что-то типа нашего "бытового православия". До какой степени и в каком виде - трудно сказать, и фантазия фанфикера здесь ничем не ограничена.
Что до Урфина, то он отказался от всех традиций, и от этой в том числе. Он атеист-"просвещенец", любую религию считает обманом и суеверием. Марранов представляет себе совершенно по-просвещенчески: они, мол - невежественные дикари, потому и верят в каких-то там богов. Чтобы они признали бога в тебе, достаточно произвести на них впечатление: эффектно свалиться с неба и продемонстрировать несколько фокусов.
Из этого же можно понять, как он собирается выходить из ситуации. Если вера в богов - просто производное от невежества, то, цивилизовавшись, марраны сами, естественным путем от нее откажутся. И претензий Урфину за обман (по крайней мере, серьезных претензий) предъявлять не будут - потому что это станет для них просто неактуально. Он объяснит им это так же, как объяснил Карфаксу: мол, я хотел причинить вам добро, но вы были невежественны и отсталы, вот и пришлось говорить на доступном вам языке. Иначе вы просто не поняли бы. Но теперь-то вы развились, перешли к следующей общественной формации, преодолели все пережитки прошлого - так что хватит этих разговоров о богах, зовите меня просто: любимый вождь и учитель.
Дальше - чистый фанон о том, что этому прекрасному плану воспрепятствовало.
Во-первых, такая замечательная личность, как верховный жрец Краг. Который, будучи умнее своих соплеменников в среднем, Огненного Бога довольно быстро раскусил; однако увидел в нем золотое дно, плотно к нему "присосался" и принялся строить вокруг него полноценный культ. Монотеистический - или, как минимум, сильно отодвигающий на задний план всех остальных богов, чтобы их жрецы не путались под ногами. С храмами, молитвами, обрядами, богословием, блэкджеком и шлюхами. C идеей, что Бог всемогущ и милосерден, и к нему надо обращаться во всех житейских треволнениях - и, главное, жертвовать, жертвовать побольше!
Поначалу Урфину это было выгодно, и он Крага в этом поддерживал; а когда перестало быть выгодно - вдруг оказалось, что уже все марраны ходят в храм Огненного Бога, молятся Огненному Богу, приносят Огненному Богу жертвы... и пусть еще спасибо скажет, что не человеческие.
Что для марранов это превратилось в привычное и освященное традицией времяпрепровождение, а для Крага и его подчиненных - в доходный бизнес, с которым они совершенно не спешат расставаться. И идея, что марраны "постепенно цивилизуются и как-то сами поймут, что все это сказки", отодвигается в туманное будущее. Наоборот, они становятся все более религиозны, даже фанатичны. И слухи о том, что их Бог-то, может быть, и не совсем бог... или даже совсем не... действуют на них остро и болезненно.
А во-вторых - просвещенческое представление о "дикарях" вообще очень грубо и упрощено; а марраны к тому же - не обычные дикари. Они - потомки рудокопов. Одичавшие и деградировавшие - но тем не менее. О рудокопах надо писать отдельно; но, если вкратце - это самый древний из имеющихся народов Волшебной Страны, самый цивилизованный, и при этом с наиболее развитой исторической памятью. Это своего рода местная "империя Мельнибонэ". Рудокопы оторваны от остального мира: их мировоззрение очень долго оставалось примерно таким же, как во времена короля Нараньи, и они очень долго помнили то, о чем наземные жители давно забыли. Они - живой осколок Древности. В мифологии марранов, видимо, есть "выдумки невежественных дикарей", и даже довольно много - но есть там и какие-то осколки мифологии рудокопов. Их древних знаний, унесенных под землю в незапамятные времена. За которыми, вполне возможно, стоит какая-то реальность. Как только появление Огненного Бога и усилия Крага начинают стимулировать религиозное сознание марранов - эти старые "матрицы" пробуждаются.
То, что они очень легко и без возражений приняли Урфина в роли бога - говорит не о том, что они такие простодушные и могли всему, чему угодно, поверить. Это говорит о том, что его перформанс совпал с их ожиданиями. Эта парадоксальная, в сущности, ситуация - "молния с небес" вдруг принимает облик человека с руками и ногами, покидает свои небесные чертоги и является к людям, начинает с ними жить, есть с ними, пить и так далее - вызвала у них религиозный трепет и благоговение, но не вызвала никакого когнитивного диссонанса. Они уже знали, что бог, природная стихия, может явиться на землю в человеческом облике и начать жить среди людей, как человек, ничем или почти ничем от них не отличаясь. Что бог в человеческом облике может возглавить людей, стать их культурным героем или военным вождем. Защищать их, обустраивать их жизнь и причинять им всяческое добро.
Короче, у них было представление о Спасителе.
И, когда "спаситель" действительно явился - у них сформировалось парадоксальное религиозное сознание, напоминающее раннее христианство... с той только разницей, что в центре его вместо настоящего Богочеловека стоял авантюрист-честолюбец, в роли Спасителя себя совершенно не видящий и к ней не готовый. Правда, он всегда страстно мечтал быть чем-то большим, чем просто человек - волшебником, может быть, даже богом - но не в таком же буквальном смысле!
Но... "назвался груздем"...
И то, что марраны его "узнали" и теперь с нетерпением ждут от него подвигов, чудес, борьбы с хтоническими чудовищами, спасения всех и вся, и так далее - еще полбеды. Но что, если за обрывками древних знаний, вплетенных в марранскую мифологию, стоит некая реальность? Если те силы, от которых Спаситель должен спасать мир, существуют на самом деле, они тоже его "узнали"... пробудились - и ждут?
Но это уже полное AU, и об этом, возможно, лучше писать ориджинал.
читать дальшеВ истории Огненного Бога меня сильнее всего занимает ее религиозный аспект, который в каноне остался явно недораскрыт.
Волков, будучи советским писателем (и, видимо, атеистом), не мог, да, наверное, и не хотел раскрывать эту тему как-то иначе, чем в бодро-материалистическом ключе "опиума для народа". И тем не менее: в сказочном мире фей и колдунов Урфин Джюс вдруг объявляет себя не волшебником или еще каким-нибудь привычным сказочным персонажем, а богом. Да еще и богом, приносящим людям огонь - вместе с прочими дарами цивилизации. Что сразу поднимает мощный пласт культурных ассоциаций и переводит всю историю на какой-то более серьезный уровень.
И заставляет задаваться разными вопросами. Оказывается, в Волшебной Стране, в этом "игрушечном", оторванном от большого мира уголке, есть понятие о боге или богах. Внезапно есть религия (возможно, и не одна). Откуда и как? Какая у них вообще картина мира? Что понимает под "богом" Урфин, что - марраны, и стоит ли за этими понятиями какая-то реальность?
Вся "божественная" авантюра Урфина выглядит, честно говоря, не очень хорошо подготовленной. Он предварительно изучил социальный строй и экономику марранов, но об их религии не узнал почти ничего и действовал наугад (по крайней мере, так это выглядит в каноне) - даже странно, что в результате все так гладко прошло. Похоже, разыгранное им шоу как-то очень удачно совпало с их религиозными ожиданиями.
И еще вопрос: а как он, собственно, собирался спрыгивать с темы? Он же не мог притворяться богом всю оставшуюся жизнь. Особенно вернувшись в Изумрудный город - где все его прекрасно знают, во всех видах видели, и там выдавать себя за бога было бы как-то совсем неудобно... Волков по этому поводу только мимоходом говорит, где-то ближе к концу, что, мол, "Урфин больше не называл себя Огненным Богом" - но все-таки интересно, как он это оформил и как отреагировали на такую перемену дискурса марраны?
Из канона мы знаем, что религия марранов была политеистичной, у них имелось представление о небесном пантеоне классического типа (главный бог - "небесный владыка Солнце", боги живут "в небесных чертогах"), о том, что люди являются "детьми богов". Были жрецы и, видимо, какие-то религиозные ритуалы. Еще одно интересное замечание: огонь для них - изначально "грозное карающее божество"; то есть у них есть представление - вообще говоря, уже довольно позднее и сложное - о том, что боги могут за что-то наказывать людей.
О религии (и вообще ее наличии или отсутствии) в остальных частях Волшебной Страны неизвестно ничего - кроме того, что само понятие "бог", очевидно, имелось в общем языке и было понятно местным жителям. Известно, что создателем Волшебной Страны считался Гуррикап. Но Гуррикап - не бог: он - великий волшебник, личность историческая или, по крайней мере, легендарная. От него даже остались какие-то артефакты. И во всяком случае, создав Волшебную Страну и усыпив Арахну (= победа богов над чудовищами / титанами в классических мифах), дальше он то ли умер, то ли ушел на покой и в дальнейшей жизни своего творения не участвовал. Он - классический "absentee landlord", вольтеровский "бог-часовщик", вера в которого не предполагает религиозного поклонения.
Это канон; а дальше пойдет додумывание и фанон.
Если есть понятие "бог" - очевидно, по крайней мере, когда-то в прошлом была и религия. Сейчас в цивилизованной части ВС никакой особой религиозности уже не наблюдается; но, вполне возможно, сохранились какие-то ее пережитки - в виде традиций, этнообразующих символов и т.д., что-то типа нашего "бытового православия". До какой степени и в каком виде - трудно сказать, и фантазия фанфикера здесь ничем не ограничена.
Что до Урфина, то он отказался от всех традиций, и от этой в том числе. Он атеист-"просвещенец", любую религию считает обманом и суеверием. Марранов представляет себе совершенно по-просвещенчески: они, мол - невежественные дикари, потому и верят в каких-то там богов. Чтобы они признали бога в тебе, достаточно произвести на них впечатление: эффектно свалиться с неба и продемонстрировать несколько фокусов.
Из этого же можно понять, как он собирается выходить из ситуации. Если вера в богов - просто производное от невежества, то, цивилизовавшись, марраны сами, естественным путем от нее откажутся. И претензий Урфину за обман (по крайней мере, серьезных претензий) предъявлять не будут - потому что это станет для них просто неактуально. Он объяснит им это так же, как объяснил Карфаксу: мол, я хотел причинить вам добро, но вы были невежественны и отсталы, вот и пришлось говорить на доступном вам языке. Иначе вы просто не поняли бы. Но теперь-то вы развились, перешли к следующей общественной формации, преодолели все пережитки прошлого - так что хватит этих разговоров о богах, зовите меня просто: любимый вождь и учитель.

Дальше - чистый фанон о том, что этому прекрасному плану воспрепятствовало.
Во-первых, такая замечательная личность, как верховный жрец Краг. Который, будучи умнее своих соплеменников в среднем, Огненного Бога довольно быстро раскусил; однако увидел в нем золотое дно, плотно к нему "присосался" и принялся строить вокруг него полноценный культ. Монотеистический - или, как минимум, сильно отодвигающий на задний план всех остальных богов, чтобы их жрецы не путались под ногами. С храмами, молитвами, обрядами, богословием,
Поначалу Урфину это было выгодно, и он Крага в этом поддерживал; а когда перестало быть выгодно - вдруг оказалось, что уже все марраны ходят в храм Огненного Бога, молятся Огненному Богу, приносят Огненному Богу жертвы... и пусть еще спасибо скажет, что не человеческие.

А во-вторых - просвещенческое представление о "дикарях" вообще очень грубо и упрощено; а марраны к тому же - не обычные дикари. Они - потомки рудокопов. Одичавшие и деградировавшие - но тем не менее. О рудокопах надо писать отдельно; но, если вкратце - это самый древний из имеющихся народов Волшебной Страны, самый цивилизованный, и при этом с наиболее развитой исторической памятью. Это своего рода местная "империя Мельнибонэ". Рудокопы оторваны от остального мира: их мировоззрение очень долго оставалось примерно таким же, как во времена короля Нараньи, и они очень долго помнили то, о чем наземные жители давно забыли. Они - живой осколок Древности. В мифологии марранов, видимо, есть "выдумки невежественных дикарей", и даже довольно много - но есть там и какие-то осколки мифологии рудокопов. Их древних знаний, унесенных под землю в незапамятные времена. За которыми, вполне возможно, стоит какая-то реальность. Как только появление Огненного Бога и усилия Крага начинают стимулировать религиозное сознание марранов - эти старые "матрицы" пробуждаются.
То, что они очень легко и без возражений приняли Урфина в роли бога - говорит не о том, что они такие простодушные и могли всему, чему угодно, поверить. Это говорит о том, что его перформанс совпал с их ожиданиями. Эта парадоксальная, в сущности, ситуация - "молния с небес" вдруг принимает облик человека с руками и ногами, покидает свои небесные чертоги и является к людям, начинает с ними жить, есть с ними, пить и так далее - вызвала у них религиозный трепет и благоговение, но не вызвала никакого когнитивного диссонанса. Они уже знали, что бог, природная стихия, может явиться на землю в человеческом облике и начать жить среди людей, как человек, ничем или почти ничем от них не отличаясь. Что бог в человеческом облике может возглавить людей, стать их культурным героем или военным вождем. Защищать их, обустраивать их жизнь и причинять им всяческое добро.
Короче, у них было представление о Спасителе.
И, когда "спаситель" действительно явился - у них сформировалось парадоксальное религиозное сознание, напоминающее раннее христианство... с той только разницей, что в центре его вместо настоящего Богочеловека стоял авантюрист-честолюбец, в роли Спасителя себя совершенно не видящий и к ней не готовый. Правда, он всегда страстно мечтал быть чем-то большим, чем просто человек - волшебником, может быть, даже богом - но не в таком же буквальном смысле!
Но... "назвался груздем"...
И то, что марраны его "узнали" и теперь с нетерпением ждут от него подвигов, чудес, борьбы с хтоническими чудовищами, спасения всех и вся, и так далее - еще полбеды. Но что, если за обрывками древних знаний, вплетенных в марранскую мифологию, стоит некая реальность? Если те силы, от которых Спаситель должен спасать мир, существуют на самом деле, они тоже его "узнали"... пробудились - и ждут?
Но это уже полное AU, и об этом, возможно, лучше писать ориджинал.
@темы: СПГС, идея фанфика, урфинизм, мир ВС
Но это не было известно жителям страны. Они забыли его.
а марраны к тому же - не обычные дикари. Они - потомки рудокопов. Одичавшие и деградировавшие - но тем не менее.
Адски неверно. Марраны жили в Пещере ДО Рудокопов. И кажется, они пришли тем же путём, что и Элли с Фредом.
Очень интересно. Знаете, я тоже много думал, и нарассуждал даже поболее Вашего - но я думаю в себя и из меня это вытягивается только вопросами. А Вы пишете.Спасибо!
В моем фаноне жители ВС не то чтобы забыли о Гуррикапе - они продолжают поминать его на каждом шагу, в виде фигуры речи, уже никакого особого смысла в это не вкладывая; но действительно, абсолютно забыли о том, кто такой это вообще был, что и зачем он делал.
А марраны, по-моему, были изгнаны рудокопами, хотя по этому поводу мне надо перечитать канон. Во всяком случае, они "оторвались" от мейнстрима ВС в эпоху Древности, и с тех пор не развивались - только деградировали.
А у меня наоборот - остался образ великана демиурга, но имя кануло в небытие.
А марраны, по-моему, были изгнаны рудокопами
Верно, но выгнали-то их уже из Пещеры. Когда наткнулись.
В моём фаноне они вообще австралоиды(слабопигментированные, вроде айнов), в то время, как прочие жители ВС - американоиды, хоть и особенные.
А ещё у меня в мозгах есть история королевства Феома и сказание об Арганате, основателе империи Балланагар(-: А также несколько местных волшебников(в их числе и один Жевун), прочие государства, звериная история, религии, танцы, антропологические древа...