Когда я была маленькая и читала "Желтый Туман", меня безумно перло от такого авторского решения. Потому что я обожала разных книжных/киношных злодеев - но, поскольку была хорошей девочкой, не приемлющей зло, то старалась их всех "исправлять", сочиняя недо-фанфики о том, как они внезапно все осознают и становятся хорошими. Волки перестают есть зайчиков и начинают покупать мясо в магазине, и так далее.
А тут сам автор пошел мне навстречу и сделал это за меня! Ура!
А вот сейчас меня это что-то не радует.
Нет, с самим раскаянием все нормально. По крайней мере, учитывая, что это не Достоевский, а детская книжка - все более или менее нормально прописано. Но дальше... имхо, У.Дж. "исправленной версии" становится каким-то слащавым, неестественным и начинает болтаться в сюжете, как стыдно сказать что в проруби.
Вообще говоря, раскаявшегося злодея надо немедленно убивать. Решение жестокое, но необходимое для того, чтобы он сохранился в памяти читателя в самом лучшем виде. Раскаялся - и тут же, без паузы, пошел, допустим, сопротивляться Арахне, искупая свою вину - и героически погиб. Все рыдают, и все довольны.
Но это было невозможно, поскольку книга детская.
А альтернатива - писать отдельный роман, и тоже не очень детский: о том, как бывший злодей реально "постепенно становится хорошим".
Потому что сказать: "Нет, я как-то неправильно жил до сих пор, больше так жить не хочу!" - это ведь только первый шаг. А главное дело в том, чтобы, во-первых, понять, _в чем именно_ ты был неправ - и, во-вторых, научиться жить как-то иначе.
Тяга к завоеванию мира у Чорных Властелинов, имхо, сродни тяге к алкоголю или к нездоровой пище у нас, жалких обывателей.
За ней, как и за всеми вышеперечисленными, стоит какая-то реальная и вполне законная потребность, которая удовлетворяется неправильным и неудачным способом. И человек не может, например, перестать люто-бешено жрать, пока не поймет, _зачем_ он жрет, чего хочет на самом деле, какую пустоту в себе пытается заполнить пищей - и не научится заполнять эту пустоту как-то иначе.
И какое-то сильное экзистенциальное потрясение нужно для того, чтобы заглянуть внутрь себя и понять о себе такие вещи. Хотя бы теоретически понять. Близость смерти. Любовь - такая, которая "поражает, как удар молнии". Мистический опыт. Что-то такое.
И после этого - еще очень много времени, усилий (и никакой гарантии результата), чтобы выработать иную жизненную стратегию и научиться ей следовать.
После своей второй неудачи У.Дж., как умный человек, безусловно, должен был осознать, что сам что-то делает не так. Один раз - случайность, два раза - уже тенденция. Он прекрасно завоевывает власть, но удержать ее не может, причем именно сам себе все портит. Мечтает о всенародном признании - при этом сам делает все для того, чтобы его возненавидели. Что-то здесь нечисто. Надо решительно менять если не стратегию, то, как минимум, тактику.
Вот это он точно должен был понять. Но дальше... да все, что угодно, могло случиться дальше.
И какие-то реальные благотворные перемены в нем, имхо, могли произойти только в результате плотного общения с людьми. Теми самыми, которых он так упорно сторонился - и которые на самом деле были ему так остро нужны, что он жизнь положил на то, чтобы подчинить их себе и заставить себя любить... или уважать... или хотя бы бояться.
А такое, как у Волкова - что он удалился в изгнание, годик там прожил вдвоем с филином, и вдруг мы видим его уже умилившимся и просветленным... анриал.
А тут сам автор пошел мне навстречу и сделал это за меня! Ура!
А вот сейчас меня это что-то не радует.
Нет, с самим раскаянием все нормально. По крайней мере, учитывая, что это не Достоевский, а детская книжка - все более или менее нормально прописано. Но дальше... имхо, У.Дж. "исправленной версии" становится каким-то слащавым, неестественным и начинает болтаться в сюжете, как стыдно сказать что в проруби.

Вообще говоря, раскаявшегося злодея надо немедленно убивать. Решение жестокое, но необходимое для того, чтобы он сохранился в памяти читателя в самом лучшем виде. Раскаялся - и тут же, без паузы, пошел, допустим, сопротивляться Арахне, искупая свою вину - и героически погиб. Все рыдают, и все довольны.
Но это было невозможно, поскольку книга детская.
А альтернатива - писать отдельный роман, и тоже не очень детский: о том, как бывший злодей реально "постепенно становится хорошим".
Потому что сказать: "Нет, я как-то неправильно жил до сих пор, больше так жить не хочу!" - это ведь только первый шаг. А главное дело в том, чтобы, во-первых, понять, _в чем именно_ ты был неправ - и, во-вторых, научиться жить как-то иначе.
Тяга к завоеванию мира у Чорных Властелинов, имхо, сродни тяге к алкоголю или к нездоровой пище у нас, жалких обывателей.

И какое-то сильное экзистенциальное потрясение нужно для того, чтобы заглянуть внутрь себя и понять о себе такие вещи. Хотя бы теоретически понять. Близость смерти. Любовь - такая, которая "поражает, как удар молнии". Мистический опыт. Что-то такое.
И после этого - еще очень много времени, усилий (и никакой гарантии результата), чтобы выработать иную жизненную стратегию и научиться ей следовать.
После своей второй неудачи У.Дж., как умный человек, безусловно, должен был осознать, что сам что-то делает не так. Один раз - случайность, два раза - уже тенденция. Он прекрасно завоевывает власть, но удержать ее не может, причем именно сам себе все портит. Мечтает о всенародном признании - при этом сам делает все для того, чтобы его возненавидели. Что-то здесь нечисто. Надо решительно менять если не стратегию, то, как минимум, тактику.
Вот это он точно должен был понять. Но дальше... да все, что угодно, могло случиться дальше.
И какие-то реальные благотворные перемены в нем, имхо, могли произойти только в результате плотного общения с людьми. Теми самыми, которых он так упорно сторонился - и которые на самом деле были ему так остро нужны, что он жизнь положил на то, чтобы подчинить их себе и заставить себя любить... или уважать... или хотя бы бояться.
А такое, как у Волкова - что он удалился в изгнание, годик там прожил вдвоем с филином, и вдруг мы видим его уже умилившимся и просветленным... анриал.

Согласен. Мне в детстве тоже очень нравилась линия Урфина в ЖТ, впрочем, и сейчас нравится. Это было неожиданно - такие перемены.
такое, как у Волкова - что он удалился в изгнание, годик там прожил вдвоем с филином, и вдруг мы видим его уже умилившимся и просветленным... анриал.
По слухам, сюжетная линия Урфина в "Тайне Заброшенного Замка" написана не Волковым, а Аллой Стройло, которая дописывала книгу после смерти писателя. Но доказательств тому нет. Основания для слухов - обилие ляпов и неволковский стиль отдельных глав.
Но некоторая слащавость, имхо, появляется уже в ЖТ.
Отчасти вас понимаю. Для меня ТЗЗ - книга-эксперимент по соединению сказки и фантастики, и я лично на месте Волкова этот эксперимент не проводил бы. Хотя по-своему Рамерия интересна, отдельно от Волшебной страны.
К слову, на Дайри большое количество любителей ТЗЗ (более того, они преобладают в сообществе Мир Волкова).
Да, и Урфином с синими огурцами тоже.
Да, трудно понять, почему столяр вдруг стал селекционером.
А по поводу раскаяния - мне всегда казалось, что это из-за ощущения старости и приближения смерти. Такой старец-отшельник, много чего натворивший в юности.
если бы в Волшебной стране Ктулху пробудился
Эт мы устроим(-: