Заинтересовалась Майклом Айронсайдом, которому хорошо удаются злодеи. Эта и следующая рецензии - первые плоды этого интереса.
#кино #кинохоррор #кинотриллер #эпохавидеопроката
Название: Часы посещения (Visiting Hours)
Год выпуска: 1982
Страна производства: Канада
Режиссер: Жан-Клод Лорд
В ролях: Майкл Айронсайд, Ли Грант, Линда Перл и другие
Жанр: слэшер, триллер
Вердикт: без претензий, но очень неплохо
Тележурналистка Дебра Боллин выступает за права женщин, и это многих раздражает. Сейчас она ведет общественную кампанию в защиту женщины, убившей мужа-тирана из самообороны. Немало зрителей, приняв сторону мужа, атакуют ее гневными письмами; а один от слов переходит к делу и является к ней домой с ножом. Дебре удается убежать, с ножевыми ранениями она попадает в больницу; но преследователь - как выясняется, уже вполне сформировавшийся маньяк - пробирается туда за ней, чтобы закончить начатое...
После выхода этот фильм получил низкие оценки и разгромные рецензии, так что скоро оказался забыт. Сейчас это удивляет. Даже учитывая, что слэшеров тогда было пруд пруди, "Часы посещения" - совсем не худший образец жанра.
Сколько можно понять, зрители остались недовольны тем, что мишенью маньяка стала не красотка в купальнике и не ватага развеселых подростков, а женщина средних лет и довольно ординарной внешности. И вообще фильм вышел какой-то не зажигательный, слишком уж "взрослый" и реалистичный.
Ну да, он о взрослых и для взрослых. Но, по-моему, это скорее достоинство.
читать дальшеФильм вполне укладывается в жанр маньячного слэшера, не стремится ничего деконструировать; однако и не превращается в набор тропов.
Его антигерой, на котором "висит" весь сюжет, серийный убийца Колт Хоукер - не чудище страсло-ужаслое, а живой (хоть и крайне неприятный) человек, и человек объемный. В жизни он молчалив и неприметен, за весь фильм произносит с десяток слов и почти не меняется в лице - но дни и ночи пишет письма. Политикам, журналистам, телеведущим, кому угодно. Гневные письма, в которых изливает НЕНАВИСТЬ к женщинам, цветным, мигрантам, вообще к тому, как устроен мир. (Представляете, как бы он развернулся в интернете, если бы тогда был интернет?) Ему не отвечают, даже не замечают - и тогда он решает, что заставит себя услышать...
У Колта есть мотивация, есть своя картина мира. Даже моральный горизонт: взрослых он мочит запросто, но отступает и складывает оружие перед необходимостью убить ребенка. Майкл Айронсайд действительно молодец: почти без слов и мало меняясь в лице, он достаточно ясно показывает, что у этого типа в голове.
В приключениях Колта нет ничего сверхъестественного. Он не неуязвим, вполне чувствует боль, может ошибаться. Если достигает успеха - то потому, что действует быстро и изобретательно, полностью сосредоточившись на своей задаче. Но его можно и смутить, и спугнуть, и заманить в простую ловушку.
И противостоят ему обычные люди, вовсе не герои, которые на окровавленный труп коллеги или на опасность для собственной жизни реагируют как... как нормальные люди, а не как в кино. Дебра - "железная женщина" только на телеэкране; узнав, что ее все еще хотят убить, она мечется и рыдает от страха; и тем больше уважение к ней, когда она решается противостать убийце. С самообороной ей приходится столкнуться на практике; и тут мы видим, что нормальному человеку совсем не легко убить другого, даже ради спасения жизни - и что на это легче решиться, когда спасаешь не себя, а других. Пока опасность грозит ей одной, Дебра только убегает; но поворачивается к своему страху лицом и идет в атаку, когда на ее попечении оказывается другой человек, беспомощный, которого некому больше защитить.
Большая часть действия происходит в больнице - и это огромный рабочий "организм", показ которого, хоть и мельком, напоминает производственные романы Хейли. Всякого народу и разных транзакций здесь столько, что даже без белого халата легко куда угодно проникнуть незамеченным. И основными факторами, которые то помогают, то мешают маньяку, оказывается не героическая борьба с ним, а чье-то разгильдяйство, чья-то невнимательность, какая-то ошибка или путаница. Просто жизнь.
При этом фильм нигде не провисает, не проваливается в бытовуху; это именно слэшер про маньяка со всеми необходимыми фишечками и поворотами, он смотрится интересно и достаточно непредсказуемо. Есть где поволноваться и подрожать. Но он реалистичен и касается серьезных вопросов.
Хорошо, на мой взгляд, соблюден баланс в отношении к антигерою: авторы не сюсюкают над его детской травмой, не предлагают понять и пожалеть - но и не расчеловечивают. Разумеется, он отмороженный ублюдок и нуждается не в сочувствии и понимании, а прежде всего в наручниках и крепкой решетке; но, возможно, обществу - ради собственной безопасности - все же стоило бы обратить внимание на этого "рассерженного гражданина", не дожидаясь, пока он возьмется за нож.