Самая известная советская адаптация "Щелкунчика" - это мультфильм Бориса Степанцева 1974 года. Мультфильм-балет, в котором не произносится ни единого слова.
Адаптация, на мой вкус, идеальная.
Главная заслуга в этом, конечно, Петра Ильича, написавшего музыку. Но визуальный ряд очень хорош и без музыки - а вместе они творят чудо.
Здесь в сюжет внесены изменения, и довольно серьезные. Мари - не дочь хозяев дома, а служаночка. У Щелкунчика и Мышиного Короля появляется предыстория (которой в балете, по понятным причинам, не было совсем) - но не такая, как у Гофмана: попроще, без вычурности и абсурдизма.
Однако эти новации так изящны, выразительны, в них столько и юмора, и искреннего чувства, что выглядят они совершенно естественно. В судьбе Мари история Щелкунчика просто соединяется с историей Золушки. А уж сказочное королевство, и Мышильда со своим сынком-мажором (какие же оба классные!), и борьба с ними... это можно пересматривать бесконечно! Если существует идеальный "Щелкунчик" - по-моему, это он. ❤️