Название: Уиллард
Год выпуска: 2003
Страна выпуска: США
Режиссер: Глен Морган
В главных ролях: Криспин Гловер и крысы
Вердикт: "винтажный" психологический триллер, тягучий, но нестандартный, стильный и очень неглупый. Рекомендую.
Тема дня: энимал-хоррор
о чем это
Уиллард Стайлз - "маленький человек", всеми затюканный и забитый - открывает в себе необычную способность. Оказывается, он умеет общаться с крысами и подчинять их своей воле. Жалкий неудачник превращается во всемогущего Крысиного Короля! Теперь-то он им всем покажет... теперь-то все пожалеют... или пожалеет он сам?
как это
Прежде всего горячо рекомендую трейлер, который в чем-то даже лучше самого фильма. Ибо фильм тягучий и мрачный, а трейлер бодрый, жизнеутверждающий такой.
Трейлер меня завораживает, могу смотреть его бесконечно. Но смысл фильма он передает превратно. По трейлеру получается: "Жил-был неудачник, потом обрел суперспособность, всем навалял и гордо ушел в закат". А фильм-то совсем о противоположном. О том, как неудачник, обретя суперспособность, не смог восторжествовать и остаться победителем. И почему не смог.
Этот фильм довольно сложно описать, и все, что я скажу дальше, будет личным субъективным мнением. По-видимому, люди его воспринимают очень по-разному - в зависимости от того, как относятся, во-первых, к "прирожденным неудачникам", и во-вторых, к крысам. Для тех, кто крыс боится, это чистый ужастик про нашествие неприятных животных. Но я их люблю - так что для меня это психологическая драма, в которой крысы - полноценные персонажи, еще, пожалуй, и получше людей.
Как вы уже знаете, я люблю везде искать Глубокий Символический Смысл. Так вот: здесь он точно есть. Все вполне прозрачно. Подвал - общеизвестный символ подсознания, крысы и прочие мерзкие твари, там обитающие - наши потаенные страхи и желания. А человек, управляющий крысами - со времен Гамельнского Крысолова символ "власти с темной стороны", власти абсолютной и губительной.
спойлеры!И такая власть падает с неба в руки маленькому забитому человечку, этакому американскому "Акакию Акакиевичу". Для людей вокруг он жалкий неудачник, но для своих новых "друзей" - царь и бог. У него появляется личная армия, беззаветно ему преданная. Готовая выполнить любой его приказ.
Если бы дело этим ограничилось - был бы стандартный ужастик про психопата со сверхспособностями.
Но действительно выдающейся делают эту историю Сократ и Бен. Два крысака с яркими, отлично прописанными характерами (крысы здесь не очеловечиваются - они остаются животными, но характеры у них, безусловно, есть), словно воплощающие в себе светлую и темную сторону Уиллардовой души. Потребность в любви и дружбе - против потребности во власти и мести. Что победит?
Но - и это следующий шаг к действительно отличной истории - выбрать Уилларду так и не удается.
Ни к светлому, ни к темному пути он оказывается непригоден.
Без власти он был просто забит и несчастен; когда обретает власть - выясняется, что и внутренне ущербен. Не только с виду похож на крысу, не только работает "канцелярской крысой", но и душонка у него "крысиная" в самом плохом смысле: мелочная, эгоистичная, трусливая. Сократ, белое пушистое создание, умеет преданно и бескорыстно любить. Бен, огромный и свирепый вожак стаи (вот этот крысак точно заслужил "Оскара"!) - парень неприятный и опасный, но бесстрашен, решителен и настойчиво стремится к своей цели. А Уиллард не способен ни на то, ни на другое. Крысы-фамильяры обожают его и борются за его любовь - а их "властелин" одного из них вовлекает в беду и не может защитить, другого использует и предает. И сам остается у разбитого корыта.
Динамика отношений между Уиллардом, Беном и Сократом даст фору многим любовным треугольникам. И очень впечатляет поединок Уилларда с Беном - поединок воль и характеров, в котором крыса вызывает больше уважения, чем человек.
Необычен и стиль этого фильма: "винтажный", намеренно-устарелый, вызывающий ассоциации с триллерами 50-60-х годов.
Такова же и игра главного героя, напоминающая психопатов у Хичкока. Криспин Гловер - талантливый и интересный актер со специфическим амплуа: играет задротов, придурков, тихих психов и всяких мерзких личностей. Этот фильм - для него почти моноспектакль; и ему удается быть и жалким, и страшным, и омерзительным - все всерьез, и все почти одновременно.
Неизвестные актеры в ролях Бена и Сократа играют так, словно кончили киноакадемию! Работа дрессировщика - выше всяких похвал. Крысиная массовка, в отличие от большинства ужастиков про крыс, здесь вполне живая и естественная, хотя в массовых сценах крыс "размножали" на компьютере.
Говорят, в изначальном варианте были кровавые сцены, но их вырезали, чтобы придать фильму "детский" рейтинг. Так что почти вся кровь льется за кадром. Но неприятные и пугающие эпизоды есть.
Единственный минус, пожалуй - да и то очень относительный - очень неторопливое, тягучее развитие событий. Оно, видимо, намеренно и соответствует депрессивному складу фильма, но все время хочется его немного "подогнать".
PS: многие сцены живо напоминают пресловутую нехорошую квартиру в Пушкино. Может, Безумная Бабка тоже хотела стать крысиной королевой?
иллюстрация