Название: Голем: начало ("Голем")
Год выпуска: 2018
Страна выпуска: Израиль
Режиссеры: Йоав и Дорон Пас
В главных ролях: Хани Фюрстенберг, Ишай Голан, Кирилл Черняков и другие
Вердикт: хороший фильм. Неторопливый, вдумчивый, с философским подтекстом, с очень бережным отношением к еврейской народной культуре и легендам. Единственный серьезный минус (для меня) - концептуальный: то, как в нем показаны неевреи.
Тема дня: Исторический хоррор
о чем это
Литва, 1673 год. Еврейское местечко. Семь лет назад у Ханы погиб сын, и с тех пор она не знает покоя. Втайне от мужа принимает противозачаточные снадобья, ибо боится родить и снова потерять дитя - и тайком от родных и соседей читает книги, хранящиеся у ее свекра-раввина, пытаясь постичь глубины Божественной премудрости. В книгах и находит она "инструкцию" по созданию Голема - бессмертного и почти всемогущего создания. Когда местечку грозит смертельная опасность, и кажется, что неоткуда ждать подмоги, Хана проводит каббалистический обряд. Теперь у евреев есть могущественный и грозный защитник. Но обращение к магии не кончится добром - не только для их врагов, но и для них самих...
как это
Наши зрители фильм в основном ругают - насколько я поняла, за то, что в нем мало экшна и неожиданных вотэтоповоротов.
Ну да. Мало. Можно сказать, совсем нет. Ужжжасных ужасов тоже ждать не стоит. Фильм вообще "не про это". Это совсем не голливудское кино.
Фильм медитативный, очень неторопливый. Протяжный и грустный, как пение скрипки Беньямина, мужа героини. Много крупных планов, деталей, этнографических и психологических подробностей. В отличие от "Шкатулки проклятий", которую снимали посторонние и равнодушные люди, явно считавшие, что "для этнографии" достаточно показать надпись на иврите и мужика с пейсами - этот фильм описывает жизнь еврейского местечка, его нравы, его замкнутый мир и своеобразное мировоззрение подробно и с любовью. Здесь можно увидеть миньян, услышать шофар, узнать, что такое меркаба и даже ощутить темную силу пульса-денуры. И легенда о Големе здесь - не бродячий сюжет, приложимый без разбора к любому народу и любой эпохе, как обычно бывает в Голливуде. Это именно средневековая еврейская история, которой не случилось бы без иудейской книжности, без Каббалы, без почитания книг и веры в силу писанного слова. Единственное, что меня здесь напрягло - костюмы у евреев явно не XVII, а скорее уж XIX века. У них узнаваемый облик "обитателей местечка", но вряд ли они в XVII веке такие картузы носили. Впрочем, сама "жизнь в местечке" не совсем соответствует заявленному времени и месту - но об этом далее.
Самое интересное здесь - Хана и ее трагедия.
Хана - бунтарка, но своеобразная, полностью "вхарактерная" для своей среды и мировоззрения. Она, как Иов, взывает к Богу и требует ответа: зачем Он забрал ее дитя? Ее духовный поиск начинается с вопрошания о смысле горя и зла на земле. Но скоро тайные знания очаровывают ее и обольщают: у Ханы рождается дерзкая мысль самой уподобиться Богу - и, быть может, вступить с Ним в соперничество. Создать новую жизнь не тем путем, каким от века создают ее матери, а путем Божественным - без боли, без крови, без телесной слабости и нечистоты. Одним лишь творящим словом. Создать жизнь безупречную, которая не будет знать поражений и не сможет умереть. Нового сына, который никогда ее не покинет.
Так она создает чудовище.
Эта философско-религиозная линия, имхо, в фильме вышла лучше всего. Она так глубока и трагична, что спойлер"счастливый" (пусть и очень относительно) конец здесь выглядит искусственным. Ну какой мог быть у такой истории счастливый конец?
А хуже всего вышли... литовцы? поляки? русские? Бог знает, кто они вообще такие. В общем, местные жители-неевреи.
Конечно, от экранизации легенды, фактически от сказки нельзя требовать строгой исторической достоверности. В нашем "Илье Муромце" тоже татары не так чтобы очень достоверно изображены.
Однако вся эта линия с "евреями и их естественными врагами" неприятно меня резанула и даже испортила впечатление своей неисторичностью и тенденциозностью. В конце концов, если хочешь фэнтези снимать, зачем называть точное время и место действия?
как было на самом деле и что показано в фильмеЛитва, 1673 год - это исторически Польша, Речь Посполитая. Польша в эту эпоху была хоть и "задворками Европы", но страной по тогдашним меркам вполне цивилизованной. Демократической, что в Европе было редкостью. Знатные поляки, кстати сказать, весьма красочно и ярко одевались и вообще имели вкус к красивой жизни.
Мало того: именно в Польше в эти годы евреям жилось очень хорошо. Ее даже называли "еврейским раем". Евреи считались отдельным сословием, пользовались самоуправлением; короли и магнаты не только предоставляли им юридическую защиту, но и достаточно жестко боролись с антисемитизмом в простом народе. Евреи здесь не прятались в каких-то гетто, униженные и запуганные - они много общались с нееврейским населением, активно вели с христианами торговые и прочие дела, и фактически превратились в торгово-финансовую прослойку между шляхтой и крестьянством. Отсюда и главная претензия простого народа к евреям: говорили, что они заодно со знатью обирают и обманывают крестьян. А на это уже наслаивались истории про ритуальные убийства, про то, что евреи колдуны и могут насылать болезни, и так далее.
Это в реальности. А в фильме это выглядит так:
Евреи живут в своем местечке, полностью оторванные от окружающего мира, добывая себе хлеб, видимо, крестьянским трудом. "Иноверцев" боятся и с ними в принципе не общаются.
Когда появляются "иноверцы", становится понятно, почему. Это какие-то орки. Дикие, грязные, лохматые и чуть ли не в шкурах.
Возглавляет их такой же дикий, лохматый и психически нестабильный... хрен знает, кто он. Это так и остается непонятным. Местный помещик? Магнат? Если это знатный, облеченный властью человек, какого хрена он выглядит как бомж? И где, кстати, его сабля, с которой шляхтичи не расставались?
Чтобы все окончательно запутать, он носит имя Владимир - и так, по имени, его все вокруг и называют. Хорошо, что не Вован.
Этот Владимир рассказывает, что в округе чума, все болеют и умирают, заболела и его любимая дочь (дочь зовут Светлана, чего не могло быть в принципе - это имя придумал Жуковский двести лет спустя). Он считает, что это евреи наслали чуму своим колдовством: вон, сами-то они не заболели! Евреи отвечают: это потому, что мы с вами совсем не общаемся, вот и не заразились. Дикий невежественный Владимир ничего не хочет слушать, кого-то там убивает сразу, затем берет деревню в осаду и объявляет: либо вы лечите мою дочь, либо поубиваю тут нахрен всех!
Ну и дальше в том же духе.
Рядом с бережным отношением собственно к еврейскому прошлому это выглядит странно и дико. А уж внезапные русские имена у злодеев - просто днище. Это ведь не Голливуд, где всех славянских женщин зовут Наташами, и вообще такими деталями никто не заморачивается. В Израиле русскоязычных и русскокультурных полно, там в таких вещах разбираются; и, раз антагонистов-христиан изображают какими-то дикими людоедами и еще намекают, что они русские - это делается сознательно.
Но это я такая замороченная; а людям аполитичным и не вовлеченным в нац. проблематику фильм смело рекомендую. Просто в этой своей части он превращается в чистое "фэнтези". А в остальном он очень хорош.
иллюстрации
Хоррор-марафон, день 3: исторический хоррор
Название: Голем: начало ("Голем")
Год выпуска: 2018
Страна выпуска: Израиль
Режиссеры: Йоав и Дорон Пас
В главных ролях: Хани Фюрстенберг, Ишай Голан, Кирилл Черняков и другие
Вердикт: хороший фильм. Неторопливый, вдумчивый, с философским подтекстом, с очень бережным отношением к еврейской народной культуре и легендам. Единственный серьезный минус (для меня) - концептуальный: то, как в нем показаны неевреи.
Тема дня: Исторический хоррор
о чем это
как это
иллюстрации
Год выпуска: 2018
Страна выпуска: Израиль
Режиссеры: Йоав и Дорон Пас
В главных ролях: Хани Фюрстенберг, Ишай Голан, Кирилл Черняков и другие
Вердикт: хороший фильм. Неторопливый, вдумчивый, с философским подтекстом, с очень бережным отношением к еврейской народной культуре и легендам. Единственный серьезный минус (для меня) - концептуальный: то, как в нем показаны неевреи.
Тема дня: Исторический хоррор
о чем это
как это
иллюстрации