Название: В пасти безумия
Год выпуска: 1994
Страна выпуска: США
Режиссер: Джон Карпентер
В главных ролях: Сэм Нил, Юрген Прохнов, Джули Кармен
Вердикт: Если кто-то еще не видел - все бросайте и бегите.
Тема дня: люди исскуства (писатели)
о чем этоПисатель Саттер Кейн - звезда жанра ужасов. У него армия поклонников по всему миру, его книги продаются огромными тиражами. Правда, неуравновешенные люди от его романов иногда сходят с ума и начинают кромсать себя и друг друга - но кого волнуют эти издержки творчества?
Но однажды писатель исчезает. И очень невовремя: не сдав рукопись нового романа "В пасти безумия", который уже стоит в издательских планах и широко разрекламирован. Проблема серьезная: в издательстве, оказывается, никто не видел Саттера Кейна и ничего о нем не знает - все общение происходило по переписке. Чтобы найти Кейна, издательство нанимает детектива (Сэм Нил) - и тот вместе с редактором Кейна, симпатичной интеллигентной девушкой, отправляется на поиски. Уезжает детектив человеком вполне здравомыслящим и уравновешенным - а вернется совсем другим... да и мир, в который он вернется, будет уже далеко не привычным нам миром...
как это
Идеальный фильм ужасов, по-моему.
Трудно его описать так, чтобы обойтись без спойлеров, но попробую.
Отличный сюжет, построенный на классическом приеме: перетекание вымысла/бреда в реальность. Вымышленный мир романов Кейна становится нашим миром; но Кейн - не выдумщик, а визионер, и на самом деле описывает реальность, только более глубокую и страшную, чем та, что нам привычна. Сны мешаются с явью, действительность - с горячечными видениями, сюжет книги разыгрывается в жизни, а жизнь становится сюжетом книги... неудивительно, что детектив сходит с ума - мы тоже в какой-то момент перестаем понимать, на каком мы свете.
Основной ужас - не от кровавости (хотя и кровищи в фильме хватает), а от иррациональности и абсурдности происходящего. Описывать это бессмысленно. Замечу только, что и у сценариста Майкла де Лука, и у самого Карпентера, и даже у Нила, который что-то подсказывал Карпентеру на съемках - весьма богатая и нестандартная фантазия. Фильм вышел по-настоящему жуткий - именно визуально жуткий. Искажение реальности показать в кино не так-то легко, но у Карпентера вышло на пять с плюсом.
И, конечно, Сэм Нил! Ему я уже воспела хвалу в предыдущем отзыве. Здесь могу только повторить. Не знаю актера, который бы лучше сходил с ума "в прямом эфире"!
Хотя нет, знаю. Дэвид Морисси, нынешняя моя любовь, тоже нередко играет людей психически нездоровых - и тоже делает это очень хорошо. Вообще они с Нилом по типажу и актерскому "амплуа" довольно схожи.
Сэм Нил - идеальный безумец, а злосчастный детектив Трент - его "иконическая" роль.
Стоит отметить также аккуратные отсылки к Лавкрафту и к Стивену Кингу (кто прототип Кейна, в общем, несложно догадаться ).
И то, что в роли Храма Древних неожиданно снялась православная церковь (точнее, униатская). Для американского зрителя, возможно, она выглядит просто непривычно, а для нас тут возникает дополнительный зловещий эффект: очень знакомые луковичные купола посреди американской глубинки усиливают абсурд происходящего.
Ну и, конечно, музыкальную тему, написанную самим Карпентером - с тех давних лет она звучит у меня в голове всякий раз, когда сочиняю хоррор.