печальная история Летучего Голландца
Голландец, как известно, проклят и обречен вечно скитаться по морям. Лишь раз в семь лет и только на один день может он сходить на землю. Он очень страдает и жаждет смерти как избавления.
Но освободить его от проклятия может только чистая девушка, которая его полюбит, выйдет за него замуж и, главное, будет ему абсолютно верна.
Голландец мужчина видный, к тому же в трюмах у него хранятся несметные сокровища, так что найти невесту даже за один день для него особой проблемы нет. Проблемы начинаются дальше.
Из оперы не очень понятно, как это устроено: женившись, сходит ли Голландец на берег и живет как человек, пока благоверная не наставит ему рога - или же снова уплывает, а жена кукует на берегу и ждет свидания раз в семь лет? Если второе, то перед ней действительно трудная задача. Так или иначе, ни одной верной жены ему пока не встретилось. Осложняет ситуацию то, что, изменив Голландцу, его жена тут же гибнет страшной смертью, и душа ее отправляется в ад.
В общем, женился он уже примерно столько же раз, сколько Синяя Борода, и с теми же результатами. И от этого совершенно упал духом.
Начинается все с того, что накануне своего очередного "отпуска", пристав к скалистому норвежскому берегу, Голландец встречает там моряка Даланда. Они знакомятся, слово за слово, Голландец ненавязчиво демонстрирует Даланду свои сокровища и спрашивает, нет ли у него случайно дочки на выданье. Дочка есть, и Даланд давно мечтает ее пристроить. Скорость, с которой он сплавляет дочку совершенно незнакомому человеку, не спросив даже его имени, поражает и вызывает недобрые предчувствия, тем более что см. далее. В общем, дальше они плывут вместе.
Второе действие. Дома у Даланда его дочь Сента и ее подруги прядут и поют.
Все веселы, только Сента грустна. Ей не дает покоя легенда о Летучем Голландце. Добрая и романтичная девушка всей душой сочувствует его несчастьям. Дома у них висит портрет неизвестного моряка с бледным лицом: подолгу любуется она на него, воображает, что это и есть Голландец, и думает: "Ах, если бы он выбрал меня! Уж я бы ему не изменила!"
(Вот тут возникают большие вопросы к папе Сенты. Откуда у него дома портрет Голландца? И как он мог его при встрече не узнать? Или узнал, но ему было действительно совсем все равно, куда девать дочку, лишь бы за богатого?)
Правда, у Сенты есть ухажер, охотник Эрик. И ее фантазии о Голландце ему совсем не нравятся.
- Ну, Эрик, - говорит она ему, - как ты не понимаешь? Тут совершенно не к чему ревновать! Он просто так несчастен, так страдает, я чувствую к нему великое сострадание,
Но Эрика это почему-то не успокаивает.
И вот, перед портретом она предается мечтам, и вдруг открывается дверь, входит отец, а с ним... моряк с портрета.
- Поздравляю, дочка, - говорит папа, - это твой жених!
А Голландец с Сентой только смотрят друг на друга и слова вымолвить не могут (а потом начинают очень нежно петь). Она в шоке оттого, что кумир явился ей во плоти. А он понимает, что в ней обрел свой идеал и, кажется, готов ее по-настоящему полюбить.
- Я всегда мечтала тебя спасти! - поет она.
- А я в своих одиноких скитаниях только и ждал, пока ты меня спасешь! - отвечает баритоном он.
В общем, полная идиллия.
Действие третье. На завтра назначена свадьба. Эрик является к Сенте выяснять отношения.
- Как же так? - поет он тенором. - Помнишь, когда мы целовались в лесочке, ты клялась, что будешь любить меня вечно? А теперь, значит, все клятвы забыты?
Сента неприятно удивлена. Ясно, что и обжимание в лесочке, и все сопутствующие обстоятельства совершенно вылетели у нее из головы.
И это их объяснение слышит Голландец!
- Ну ни фига себе! - поет он трагическим баритоном. - Предыдущие жены хотя бы изменяли уже после свадьбы - а эта прямо сразу начала! Хотя стоп, она же, получается, не мне изменяет, а наоборот, со мной...
Так или иначе, он понимает, что и Сента не образец моногамии. И если так легко забыла, чем там с Эриком занималась в кустах - чего же ему от нее ждать?
И тут Голландец принимает благородное решение. Впервые он по-настоящему полюбил - и именно поэтому не станет жениться на Сенте. Не будет ее губить. Нет, он уплывет в туман и продолжит страдать еще сильнее прежнего, а она пусть и дальше мечтает о нем на расстоянии.
Оно, конечно, было бы лучше всего. Но, к сожалению, он, будучи в сильных чувствах, не удержался и изложил этот план самой Сенте.
И вот он поднимается на свой призрачный корабль, а Сента, рыдая, бежит за ним. Он отчаливает от берега - а Сента поднимается на скалу и с криком: "Любимый, мне без тебя не жить!" - бросается в море.
Драматическая пауза.
Затем мы видим, как призрачный корабль медленно тонет, а в небесах появляются озаренные светом силуэты Голландца и Сенты, сжимающих друг друга в объятиях. Он пожертвовал собой ради любви, она тоже, оба друг друга искупили и теперь счастливы в лучшем мире.
Конец.
Даже не знаю, какую мораль из этого вывести. Интересно, сам Вагнер-то что имел в виду?
NB: эх, картинки пропали. А такие классные были открытки XIX века!