Приобщилась внезапно к фанфикам про Алису Селезневу. Достаточно случайно это вышло.
А именно, к знаменитому фанфику
"Машина" - тому самому, где
спойлер!!! Алиса и Пашка, уже подростки, осознали, что любят друг друга, а потом Пашка погиб. Знаменитому - потому что даже я умудрилась что-то о нем прежде слышать.
Странно сказать, но читала с увлечением, и в целом понравилось. Местами даже очень понравилось. Правда, не все.
В отзыве там я, понятно, очень хвалила - здесь для разнообразия начну с "но".
читать дальшеДженовая часть (кроме развязки, см. далее), на мой взгляд, удалась намного лучше гетной. Как-то многовато в чувствах Алисы тлена и безысходности, и непонятно, с чего. Главное, откуда у нее такой мощный комплекс на тему своей внешности? Сколько я помню канон, Алиса человек жизнерадостный и ОЧЕНЬ уравновешенный. Здесь ее чувства описаны красочно, но, имхо, это не Алиса, вообще не впервые влюбленная девочка-подросток - это выглядит как чувства взрослой женщины, не особо уравновешенной и по жизни несчастливой. Почему такие загоны на тему секса, тоже не очень понятно. Это все-таки прогрессивное будущее, и Алиса - биолог, теорию вопроса должна давным-давно прекрасно знать (вроде бы и знает). Не говорю, что она должна быть "свободных нравов" - но, по-моему, логично для нее к этой теме относиться более спокойно и с юмором, а не как викторианская девица.
И вторая беда - последняя глава. Вот там просто катастрофа. И не потому, что спойлер! Пашку убили. Ящетаю, если автор хочет убить героя и сделать трагедию - он в полном своем праве. Но там наконец появляется Злодей. И это такой Злодей Злодеевич...... так старательно и по пунктам выполняет он все правила Чорного Властелина... то понтуется и ведет долгие цЫничные речи, то вдруг о своих детских травмах песнь заводит, то внезапно начинает унижать и домогаться Алису, что выглядит как-то уж совсем нелепо... При этом остаются непонятны его мотивации и, собственно, дальнейшие планы. Если он психопат-садист, которому просто нравится, когда людишки мучаются - зачем одновременно хочет осчастливить человечество? Если осчастливить хочет только себя, любимого - к чему эти разговоры о статистике и о том, что жизнь сотни ценнее жизни одного? Как он вообще мыслит свои дальнейшие действия? Оба очень много говорят, хотя Алисе должно быть сейчас совсем не до разговоров... и вообще все стремительно превращается в оперетку.
Агент Рихтер, появляющийся, как черт из табакерки, тоже совсем неправдоподобен: нам только что сообщили, что передвигаться по планете таким способом невозможно даже для опытных людей, а он здесь новичок, в предыдущих главах никаких сверхчеловеческих замашек не проявлял, и вдруг пожалуйста!
Удивительно читать, что в качестве человеческой жертвы нужен именно Пашка, поскольку Машина настроена на него, на другого человека придется долго перенастраивать, может, и вообще не получится - а пять минут спустя Злодей как ни в чем не бывало тащит к Машине Алису!
В общем, в конце там какая-то печаль беспросветная. Автор очень спешил закончить, что ли? Но дженовая часть вплоть до развязки мне прямо очень зашла.
Прежде всего - описание планеты Эвридики и блуждания героев по ней. Сама Машина и окружающие ее развалины древней цивилизации тоже хороши. Но Эвридика - это что-то! Хочется то ли самой туда отправиться, то ли отдельный фанфик про нее написать. Увы, я не умею хвалить так же подробно и красочно, как ругаю; но это правда очень классно. Злодей там явно был уже излишним; самого этого ландшафта хватило бы на несколько полноценных историй.
Интересно: автор пишет, что описания для него скучны, писал их через "не хочу", а по-настоящему интересны люди и отношения людей - но, по-моему, описания божественны, а вот люди и отношения вышли гораздо хуже.
Понравился также логичный вывод, что из всех своих предыдущих приключений Алиса должна выйти этакой супердевочкой-спецназовкой - другая бы просто не выжила.
И в целом своеобразие этого общества, в котором дети серьезно занимаются наукой, участвуют в опасных экспедициях, в одиночку летают на другие планеты, и вообще очень самостоятельны. Показанное не как элемент детской сказки, а по-взрослому и глазами взрослого - агента Рихтера, который все порывается этих деток оберегать и спасать, но регулярно оказывается, что они круче его, знают и умеют больше и сами его спасают.