Этот запрет меня как-то лично оскорбляетК педофилии в литературе я в целом равнодушна (хотя в том,что герой в детстве пережил надругательство и теперь страдает от травм и комплексов, имхо, ничего криминального нет, нафиг это запрещать?) К наркомании тоже. Но вот запрет на самоубийство меня как-то лично оскорбляет.
Как писать хоррор без самоубийства - или хотя бы без теоретической его возможности? Лавкрафтианский хоррор - вообще никак. У героя, которому открылся Космический Ужас, по сути своей несовместимый с жизнью, есть лишь два выхода: либо покончить с собой, либо остаток дней провести в психиатрической лечебнице. И вдруг одна возможность вычеркивается. Ну как это?! Если его не тянет намыливать веревку, значит, фиговый какой-то был Ужас, не ужасный совсем.
А если герой почему-либо опасен для окружающих и не может сам устранить эту опасность - как Терминатор во втором фильме - что ему делать? В нормальном сеттинге у него есть выход: трагический, но и благородный, и вызывающий у читателей катарсис. А если самоубийство запрещено, то ему остается только стенать и плакать - а читателям скучать, потому что мощная сюжетная возможность сразу оказывается под запретом.
А сколько есть сюжетных мотивов, когда герой шантажирует кого-либо своим возможным самоубийством, или инсценирует самоубийство, или самоубивается, замаскировав это под убийство и бросив подозрение на своего врага... и все это оказалось под сомнением, а то и под прямым запретом, спасибо Роскомнадзору.
Как вообще жить без суицида в изящной словесности? Самоубийство от несчастной любви - святое дело. Самоубийство оскорбленного или обманутого человека (и какие-нибудь ужасные последствия для его обидчика) - иногда единственный способ хоть как-то восстановить справедливость. Самоубийство злодея, у которого рухнули все планы - самый естественный и достойный для него выход. Самоубийство в безвыходной ситуации, когда, например, разрываешься между любовью и долгом (или между двумя противоположными "долгами") - выход, быть может, не обязательный, но хотя бы задуматься о таком выходе персонаж должен, если он живой человек, а не кукла!
Если из жизни когда-нибудь исчезнет добровольная смерть - как последний выход там, где выхода нет, как соблазн, как то, что должно преодолеть - то и сама жизнь обесценится и поблекнет. А когда возможность добровольной смерти исчезает из литературы - вместе с ней уходит целый пласт архетипов, отсылок, ходов, сюжетных поворотов, очень мощных и вызывающих у читателей сильные чувства.
Это все равно, что, например, запретить писать о безумии. Или о религии - "чтобы не оскорблять ничьи религиозные чувства". Можно вообще все сильное и опасное запретить - но что останется?
и немного личного упоросаПриведу пример из личной жизни.
Все ПЧ уже знают про "Даллас", все в курсе моей нежной любви к Дж.Р. Юингу. А знаете ли вы, что сериал заканчивается его самоубийством?
Точнее, не совсем. Там все сложно. Судя по сиквелам, Дж.Р. остался жив; а вот что конкретно произошло, непонятно, разные сиквелы объясняют по-разному. То ли он в последний момент все-таки передумал и выстрелил в зеркало, то ли
Во всяком случае, последняя серия основного канона кончается тем, что он встает перед зеркалом, подносит револьвер к виску, и затем мы слышим выстрел.
И это ОЧЕНЬ круто. Это такая огромная жирная точка в конце очень длинной (и неравноценной по содержанию, и, откровенно говоря, крайне растянутой и утомительной) саги.
Когда видишь, как этот "обаятельный мерзавец", который много лет на наших глазах всегда побеждал, из любых неприятностей выкручивался, вообще все ему было как с гуся вода - постаревший, опустившийся, собственными руками разрушивший все, ради чего жил, стоит перед зеркалом с револьвером у виска, и так и не знаешь, выстрелит он или нет... это реальный катарсис. Не знай я, что этим кончится, я бы, наверное, и не подсела.
И вот, когда я еще собиралась идти с "Далласом" на ФБ - для меня это оказалось большим камнем преткновения.
Начинаю придумывать, что же там все-таки произошло, почему он выжил... ой, нет, стоп, описание самоубийства. Такой-то драбблик... ой, нет, описание самоубийства. Сякой-то драбблик... ой, блин, не описание, но явный намек. Такая-то идея клипа... ох, черт, обязательно надо закончить этой сценой у зеркала с револьвером, а нельзя. А без нее все теряет смысл. Другая идея клипа... да блин, что ж ты будешь делать, опять оно! Ну, может, если не пропагандировать, а просто показать, то можно? А вдруг нельзя? А если дать понять, что это печальный, но закономерный итог его порочной жизни - это будет пропаганда или еще нет?..
Это реально задалбывает.