provincialawyer, так вот, про любовь к власти. Ох, сейчас я дам волю своему внутреннему психоаналитику!
читать дальше
Конечно, у него с внутренним миром все очень печально, и, будь в Волшебной Стране психоанализ - местные Фроммы защитили бы немало диссертаций с заглавиями типа "Урфин Джюс как клинический случай чего-нибудь там".
У него большие проблемы с окружающими людьми, имхо, напрямую вытекающие из проблем с самим собой. Он на базовом уровне очень плохо относится к себе - сам себя не любит и считает, что его вообще невозможно любить. Почему - хз, хотя, к гадалке не ходи, причину надо искать в детских травмах. Раннее сиротство, жизнь из милости у чужих людей и т.д.
Собственную нелюбовь к себе он проецирует на окружающих - и во всех них по умолчанию видит врагов, которые его "не признают".
Дальше он колеблется между разными стратегиями - что же с этими "врагами" делать. 1) Максимально от них дистанцироваться, сформировать альтернативную систему ценностей, чтобы стать независимым от их мнения (отшельничество, демонстративный разрыв с "корнями" и местными традициями); 2) Враждовать с ними и "мстить" им (служба Гингеме и причинение мелких пакостей соплеменникам); 3) наконец, наиболее сложный путь - подчинить их себе и силой добиться от них какого-то "признания". Интересно, что третья стратегия не отменяет двух первых.
В конце концов он останавливается на третьем пути, поскольку в нем находит и возможность самореализации, которой требует его талантливая и активная натура (ведь во всей этой последовательности ему по-настоящему нравится только процесс захвата власти - тут он подходит к делу изобретательно, творчески, рискует, испытывает разные пиковые переживания, вообще живет полной и насыщенной жизнью), и решение проблемы с неприятием себя.
Решает ее он не идеально, но довольно эффектно: строит себе такую биографию, за которую можно себя если не любить, то хотя бы уважать. Нарциссический путь, если я ничего не путаю. Он старается стать чем-то большим, чем он есть - королем, волшебником, "богом", избранником судьбы, предводителем непобедимой армии, победителем всех и вся и т.д. И это ему во многом удается: даже враги признают его человеком очень незаурядным. Правда, в конечном счете этот путь ведет в тупик - нарциссизму нужна постоянная "подпитка", а бесконечно побеждать невозможно. А без длинного и все пополняющегося списка "достижений" - он в собственных глазах по-прежнему ничего не стоит.
При этом успех для него сверхценен, а неудача вгоняет в тяжелую депрессию, вплоть до суицидальных мыслей, и тяжелее всего при этом переживается ощущение "позора" и общественного осуждения - это очень характерные нарциссические реакции.
Но это, по крайней мере, осмысленно - и, хоть и не решает проблему по существу, но дает серьезную моральную опору. Он себя по-прежнему не любит, но теперь хотя бы может собой гордиться.
А вот с окружающими людьми - какой-то полный П. Он совершенно не может строить с ними отношения. Любые - даже нормальные стабильные (пусть и без особой любви) отношения властителя и подданных. Все они для него - враги по умолчанию. Он отчаянно жаждет их "признания"; при этом уверяет себя, что их презирает и ни за что не станет унижаться перед этими ничтожными людишками, идя им навстречу и стараясь завоевать их симпатии ("презрение" здесь - конечно, рационализация вытесненного страха и чувства беспомощности, "зелен виноград"). Вместо этого - пытается их силой заставить себя любить, и одновременно мстит за то, что все-таки не любят. Результат немного предсказуем.
Интересно, что этот деструктивный механизм выключается, когда речь идет о "чужих". Проблемы у него только со "своими": с дикарями-марранами или с Карфаксом он спокойно общается, ловко и уверенно ими манипулирует, без труда завоевывает их симпатии и, по-видимому, чувствует себя с ними вполне легко и свободно. Т.е. никаких объективных проблем в этой области у него точно нет - только комплексы. В какой-то момент Волков даже прямым текстом пишет: ну, елки-палки, остался бы он с марранами - и был бы там счастлив! Но нет, поперся к "своим" самоутверждаться и брать реванш, и все началось сначала...
Что же с этим делать?
Вообще что-то с этим сделать, увы, очень сложно. Невротики известны своей склонностью "жрать кактус", из раза в раз повторяя деструктивную модель поведения, несмотря на ее явную негодность. Неудачливый завоеватель мира здесь ничем принципиально не отличается, например, от женщины, которая снова и снова влюбляется в негодяев и пытается их "перевоспитать".
Будь Урфин заурядным человеком - он бы так и наступал на те же грабли всю оставшуюся жизнь. Представляю себе, как каждые 7-10 лет Страшила со своими приближенными выходит на городскую стену с подзорной трубой и со словами: "Так, и где же Урфин Джюс со своей очередной непобедимой армией? Что-то он давно не появлялся..."
Но он человек умный и способный к рефлексии, и после второго раза, имхо, должен был понять, что что-то не так. Один раз - случайность, два раза - уже тенденция. Захватывать власть он научился отлично, но удержать ее не может, причем явно все портит сам. Нужно сменить если не стратегию, то, как минимум, тактику.
Однако от одной этой мысли - еще довольно далеко до коренной переоценки ценностей.
А что могло бы стимулировать коренную переоценку?
С одной стороны - какое-то экзистенциальное переживание. Близость смерти (или чего-то еще более страшного, чем смерть). Какой-то мистический опыт. Что-то подобное. "Заглянуть в бездну". Встреча с Пожирательницей - это, собственно, оно и есть. Такие вещи здорово прочищают мозги.
А вот просто поражение (да еще и не первое), имхо, экзистенциальным переживанием нужной силы не является, здесь Волков слажал: должно было произойти что-то более серьезное.
Волков пишет, что после бегства от марранов "душу Урфина жег невыносимый стыд": но стыд - нарциссическая эмоция, просто другая сторона тех же качелей: "Я победитель - я жалкий лузер". Стыд и раскаяние - совсем разные, может быть, даже противоположные вещи; чтобы испытать истинное раскаяние, "перемену ума", нужно пережить какой-то катарсис.
И одного этого все равно недостаточно. Мало понять, что до сих пор жил неправильно - нужно еще найти новые цели, выработать новые жизненные стратегии и научиться им следовать; а это работа на много лет - и без всякой гарантии результата.
А второе, что могло бы ему помочь, и, может быть, эффективнее и без каких-то чрезвычайных потрясений - это если бы он был поставлен в необходимость плотно общаться и сотрудничать с людьми. С теми самыми "презренными людишками". Не на первой роли - но и не на последней.
Волков этого способа тоже касается, но "недокручивает". Он описывает, как Урфин возвращается на родину, там жевуны как-то неожиданно тепло и человечно его встречают - и тут-то его и настигает просветление. Однако просветление это выглядит так: "Они, оказывается, такие хорошие люди, а я так перед ними виноват - надо уйти от них куда-нибудь подальше, не мозолить им глаза и не напоминать о таком негодяе, как я!" Ну что сказать... это тоже не очень хорошая реакция. Конечно, лучше, чем "все они жалкие, ничтожные личности!" - но вообще-то это другая сторона той же медали. То они были дьяволы во плоти, теперь они - ангелы, а дьявол - он сам; а вывод тот же - ему с ними делать нечего.
Если бы я вздумала написать об этом фанфик , я бы поступила так: по каким-то обстоятельствам, в силу какого-то глобального ППЦа в Волшебной стране, или как-то еще - заставила бы его войти в достаточно плотный коллектив и работать в команде. На равных. В связке с другими людьми. Которые к нему относятся спокойно, без обожания и без ненависти. Презирать их не за что, бояться тоже не надо. Они симпатичные. Они демонстрируют здоровые отношения между собой - и, глядя на них, начинаешь понимать, что все это время сам себя лишал чего-то хорошего и важного. И с ними надо как-то научиться ладить. В конце концов, это просто полезный навык - даже для великого завоевателя, сапоги которого попирают вселенную.
Как-то так.
У.Дж. - психоанализ (из комментов)
provincialawyer, так вот, про любовь к власти. Ох, сейчас я дам волю своему внутреннему психоаналитику!
читать дальше
читать дальше